Госдума приняла в первом чтении проект базового закона "Об основах охраны здоровья граждан РФ".
За его принятие проголосовало только парламентское большинство - фракция "Единая Россия". КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" не поддержали документ, назвав его набором деклараций и терминологии, "которой и так более, чем достаточно".
"Мы сегодня рассматриваем законопроект, который войдет в каждую российскую семью. Целесообразность его принятия не вызывает сомнений", - заявила, представляя проект, глава думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова /"Единая Россия"/. Она напомнила, что его текст прошел обсуждение среди медиков и в Общественной палате РФ.
Борзова обратила внимание, что впервые преобразования в отрасли "сопровождаются колоссальным выделением средств", контроль за которыми без принятия данного законопроекта невозможен. Кроме этого, по ее словам, именно принятый документ позволит обеспечить равнодоступность медицинской помощи.
Однако оппозиция подвергла положения законопроекта критике. Так, по мнению члена комитета по охране здоровья, депутата от КПРФ Олега Куликова, принятие закона фактически узаконит "платную медицинскую помощь в государственных и муниципальных медучреждениях, что не соответствует Конституции РФ", так сам текст "не вносит ясности в разделение платных медицинских услуг и объемов медицинской помощи, финансируемой государством".
"Результата этот законопроект не даст. Хорошие цели, продекларированные в нем, не будут достигнуты", - заявил, в свою очередь, первый зампред фракции ЛДПР Максим Рохмистров, озвучивая позицию либерал-демократов. По его словам, "целый перечень вопросов носят декларативный характер", проект "не дает самого главного - понимания людей, как они могут защитить свое право на жизнь и на здоровый образ жизни". Он также указал на несистемность реформирования системы здравоохранения, когда сначала был принят закон об обязательном медицинском страховании, потом закон о лекарственных препаратах, а потом "пытаемся под все, что мы тут написали, подвести основной закон, который должен быть фундаментом здравоохранения".
Первый зампред думских справороссов Оксана Дмитриева также утверждала, что в законопроекте "никакой гарантии оказания бесплатной медицинской помощи нет". В качестве примера она привела статью об оказании высокотехнологичной медицинской помощи в случае особо сложных заболеваний. По ее словам, в проекте сказано, что "эта помощь оказывается в соответствии с государственным заданием, которое дается по перечню соответствующим организациям". "Иными словами, /помощь/ оказывается по тем видам, по которым определят, и ровно столько, сколько будет денег госзадания", - считает Дмитриева.
В результате законопроект был принят голосами единороссов.
http://www.ami-tass.ru/article/78103.html
В законопроекте "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" отсутствует системный подход, считают в "Справедливой России"
"Справедливая Россия" не поддержала в первом чтении проект базового закона "Об основах охраны здоровья граждан РФ". За его принятие проголосовало только парламентское большинство - фракция "Единая Россия". Однако этого вполне хватило для того, чтобы законопроект прошёл первое чтение в Госдуме.
«Представленный законопроект в целом очень похож на нашу сферу здравоохранения - полная каша и отсутствие системы, - считает первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Оксана Дмитриева - как и в системе здравоохранения есть отдельные учреждения и специалисты, которые работают профессионально и эффективно оказывают помощь, так и в законопроекте есть разделы, которые составлены грамотно. Но в целом, можно считать, концепции нет».
По словам депутата, в законопроекте «не указано в принципе, какая модель здравоохранения строится в стране: страховая, государственная с оказанием бесплатной медицинской помощи, или коммерческая». Помимо этого, отметила Дмитриева, в представленном проекте есть противоречие Конституции, в которой сказано: «медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях гражданам оказывается бесплатно». А в законопроекте устанавливается норма, согласно которой медицинская услуга гражданам оказывается без платы только в пределах некой «программы государственных гарантий». «Что включает в себя эта «программа», а что нет, как она сочетается с законом об ОМС - совершенно непонятно», - посетовала депутат.
Право выбора медицинского учреждения или специалиста в законопроекте декларируется, но вместо четкого механизма обеспечения этого права - норма о том, что порядок определяется органами исполнительной власти, продолжила критику Дмитриева. Отдельно она коснулась недопустимости отказа в оказании медицинской помощи. «В законопроекте сказано, что медпомощь оказывается медицинским работником только во время исполнения им трудовых обязанностей (ст. 7), хотя согласно клятве врача, помощь нуждающемуся оказывается в любое время, вне зависимости от того, когда и где он столкнулся с угрозой жизни человеку, - пояснила депутат. - Такое же противоречие есть и в отношении медицинской организации: учреждение оказывает бесплатную услугу нуждающемуся в случае, если оно участвует в программе госгарантий реализации бесплатной медицинской помощи».
«Законопроект, на наш взгляд, не подлежит улучшению во втором чтении, так как в основе его нет концепции в принципе, поэтому наша фракция будет голосовать против него», - подчеркнула первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Оксана Дмитриева.
http://www.ami-tass.ru/article/78108.html
Гражданам отказано в праве обсудить законопроект об охране их здоровья
Госдума тремя сотнями голосов фракции «Единая Россия» не приняла предложение депутата Сергея Решульского (КПРФ) об общественном обсуждении проекта федерального закона № 534829-5 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в течение 60 дней с момента его принятия в первом чтении.
В ходе обсуждения законопроекта в Государственной Думе во вторник, 31 мая, депутаты от фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» заявили о том, что законопроект декларативен, его недостатки носят принципиальный характер, а его благие цели не будут достигнуты. Законопроект не даёт людям понимания того, как они могут защитить своё право на жизнь и на здоровье, считает Максим Рохмистров (ЛДПР).
Из законопроекта не ясно, какая у нас модель здравоохранения, полагает Оксана Дмитриева («Справедливая Россия»). Водораздела между обязательным медицинским страхованием и тем, что за его рамками, по её словам, нет. Как нет «чёткости механизма бесплатности и доступности».
По мнению депутата Олега Куликова (КПРФ), этим поспешно обсуждаемым законопроектом «узаконивается платная медицинская помощь». Парламентарий даже предложил создать Национальный совет при президенте по охране здоровья населения.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова («Единая Россия») обосновала необходимость принятия законопроекта в частности тем, что без него невозможно будет контролировать расход значительных бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, а также ввести новые стандарты в этой сфере. И выразила готовность прописать ко второму чтению принцип социальной защищённости граждан в случае потери здоровья, обязанностей государства.
Новый закон призван «создать современную и эффективную систему российского здравоохранения» и заменить принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Его принятие, как говорится в пояснительной записке, устранит правовые пробелы, а в ряде случаев явных нормативные противоречия и коллизии в законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения.
Впервые законодательно закрепляются определения: «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «профилактика», «диагностика», «лечение», «пациент», «заболевание» и др. Раскрываются уже используемые понятия: «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения».
Авторы проекта закона конкретизируют, как будут реализованы права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. В документе прописан порядок получения информации о медицинской организации, о её медицинской деятельности, медицинских работниках, в том числе сведения об их образовании и квалификации. Ещё один важный момент - вводятся критерии высокотехнологичной медицинской помощи.
К числу законодательных нововведений следует отнести нормы, регулирующие паллиативную помощь больным редкими (орфанными) заболеваниями.
Спорные вопросы диагностики, лечения, трансплантации органов и (или) тканей человека, медицинской реабилитации, оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий теперь отнесены к деятельности врачебных комиссий и консилиумов. Также упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена чёткая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием. К его видам законопроект относит освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, психиатрическое освидетельствование, освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, а также на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности.
Требования к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью ужесточаются. Авторы документа предложили заменить в 2015 году действующую систему выдачи сертификатов специалиста медицинским и фармацевтическим работникам на процедуру аккредитации специалиста. Под ней понимают «определение соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к оказанию конкретных видов медицинской деятельности и медицинских вмешательств в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи либо к осуществлению фармацевтической деятельности в установленном порядке».
Законопроект устанавливает, что за плату не могут быть предоставлены медицинские услуги (работы) при оказании скорой медицинской помощи, а также при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, за исключением экспертиз, произведенных по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях и других случаев.
В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь предусмотрено, что не подлежат оплате «назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения и т.п.), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Не будет оплачиваться «размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и/или эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Бесплатным признано «пребывание одного из родителей или иного члена семьи по усмотрению родителей в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Кроме того, не будут брать деньги за «медико-транспортные услуги в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской и иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту». А также за «оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям».
За принятие проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в первом чтении проголосовали лишь депутаты фракции «Единая Россия», против – депутаты фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=40034
Проект нового закона об охране здоровья стал предметом спора
Госдума приняла в первом чтении закон об основах охраны здоровья граждан в России. Проект вызвал бурю споров, возражений и замечаний как в медицинском сообществе, так и среди населения. Депутаты склонны полагать, что закон, как базовый принцип, необходим, но в данном виде далек от идеала, и его придется серьезно дорабатывать.
Оппозиционные партии в Госдуме, в первую очередь, КПРФ, уверены, что закон имеет множество недостатков. Свои замечания пытался донести до народных избранников и известный детский хирург, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Он подготовил критику документа на двухстах страницах, но ему даже не дали ее высказать:
«У нас нет механизма работы над замечаниями в законе. Можно написать тысячи замечаний, а потом их просто выбросят в мусорный ящик. И все равно сделают так, как они хотят. Такого разговора исполнительной, законодательной власти с медицинскими общественными сообществами нет. Создана рабочая группа, она будет расширена за счет экспертов. В эксперты надо привлечь именно тех, кто критикует закон. Надо выбрать 6-7 человек, кто действительно критикует, посадить их за один стол с теми, кто разрабатывал эти законы. Не надо ажиотажа, надо искать компромиссы и снять большинство вопросов, чтобы это было единой мнение».
Думский комитет предлагает обратить внимание, что в проекте как-то не слишком заметна ответственность государства за здоровье граждан, хотя об ответственности медработников написано много.
Депутаты настаивают также на сохранении хотя бы частично бесплатной скорой помощи, потому что с 13 года меняется принцип финансирования службы и есть опасение, что выезжать она будет только за деньги.
Зампредседателя комитета ГД по охране здоровья Эльмира Глубоковская считает, что закон конечно не без недостатков. Но принять его необходимо. А в том, что власть никого не хочет слушать, Леонид Рошаль не прав, полагает Эльвира Глубоковская:
«Не могу с ним согласиться по поводу того, что исполнительная власть не вступает в диалог с медицинской общественностью. Потому что обсуждение проходило в Общественной палате, парламентские слушания были в Думе. В Думе был круглый стол, посвященный этой же теме об основах охраны здоровья. Обсуждение было на общественном совете, который принял Минздравсоцразвития. Обсуждение было в Интернете. Было на встрече с медицинской общественностью, где выступал Леонид Михайлович. Куда еще более широко обсуждать».
По словам Рошаля, Минздравсоцразвития не слышит и не хочет слышать ни врачебное сообщество, ни представителей общественных организаций. А эксперты связывают спешку, с которой принимается новый закон о здравоохранении с думскими и президентскими выборами.