Дорогие коллеги!
Позвольте от имени Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации поприветствовать Вас в Москве – столице нашей страны, древнем и одновременно современном, постоянно развивающемся городе.
Председательство России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), наступившее в 2012 году, призвано способствовать органичному вливанию российской экономики в систему хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также модернизационному и инновационному развитию национальной экономики, прежде всего, районов Сибири и Дальнего Востока.
В период своего председательства Россия намерена внести весомый вклад в решение программных задач АТЭС в сферах торгово-инвестиционной либерализации, облегчения условий для предпринимательства, углубления региональной экономической интеграции, обеспечения безопасности личности.
Планируется также предложить партнерам уделить особое внимание таким практически значимым вопросам, как укрепление продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем, сотрудничество в целях модернизации. Создание региональных механизмов взаимодействия в научной, технологической, инновационной сферах отвечает общим интересам экономик АТЭС.
Сегодня первый день заседания рабочей группы по вопросам здравоохранения. Существование данной группы в формате экономической организации представляется чрезвычайно важным.
Здоровье – основополагающее и незыблемое право человека. Это определяющий фактор человеческого и социально-экономического развития, «главный рычаг» для снижения уровня экономических бедствий и залог общественного прогресса.
Прошедший 2011 год был насыщен событиями в сфере здравоохранения мирового масштаба. Наряду с успехами в борьбе с инфекционными заболеваниями, укреплением систем охраны материнства и детства, эффективным противостоянием природным катастрофам, дорожному травматизму и другим вызовам, 2011 год останется в истории и как уникальный период формирования новой профилактической парадигмы глобального здравоохранения и социального устройства мира.
Сегодня очевидно, что в мире нарастает глобальная эпидемия неинфекционных заболеваний (НИЗ), которые являются лидирующей причиной смертности и инвалидности населения, приводят к катастрофическим социальным и экономическим последствиям как в развивающихся, так и в экономически развитых странах.
По прогнозам экспертов, в будущем бремя НИЗ может существенно возрасти, по сути, превратив их в доминирующую детерминанту здоровья и продолжительности жизни человека.
Как отметила генеральный директор ВОЗ Маргарет Чень в своем платформном выступлении на 130-й сессии Исполкома ВОЗ в январе этого года, воздействие неинфекционных заболеваний чувствуется волнами. Если первая волна связана с формированием патологических состояний, определяющих риск развития НИЗ, то вторая волна – это возникновение самих НИЗ – как острых, угрожающих жизни состояний, так и хронических заболеваний.
Опыт многих государств, в том числе и России, доказывает, что с угрозой НИЗ можно эффективно бороться, если, конечно, действовать целенаправленно и системно, максимально предотвращая их развитие, объединяя возможности и стремления государства, гражданского общества, бизнеса с ответственностью отдельных людей и семей.
Для нашей страны охрана здоровья граждан была и остаётся важнейшим приоритетом.
Даже во время мирового финансового кризиса, в 2009 году, когда ситуация в мировой и российской экономике складывалась очень сложно, мы, наряду с продолженным развитием всех направлений здравоохранения, начали реализацию новой для нашей страны, крупномасштабной программы по формированию здорового образа жизни.
С 2011 года активно реализуются программы модернизации здравоохранения во всех 83 регионах страны. Особое внимание при этом уделяется стандартизации оказания медицинской помощи, образовательной и кадровой политике, развитию инфраструктуры, оснащения и информатизации здравоохранения.
Приняты два важнейших системных Федеральных Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании», которые определили главные направления реформирования российского здравоохранения для повышения уровня здоровья населения и достижения равной доступности качественной современной медицинской помощи для каждого гражданина страны. Детализация стратегий и конкретные тактические шаги заложены в подготовленной государственной программе по развитию здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.
Предпринятые меры уже сегодня дали существенный положительный результат:
За 5 лет общая смертность населения уменьшилась более чем на 11%, в том числе от основных причин смертности российского населения: инсультов – на 28%, ишемической болезни сердца – на 9%.
Младенческая смертность снизились в 1,4 раза, материнская – на 35%.
С учетом роста рождаемости в стране на 21,2%, более чем в 5 раз уменьшилась убыль населения Российской Федерации.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла для всего населения на 3,9 года, для женщин – на 2,9 года, а для мужчин – на 3,9 года.
В целом, за прошедшие 10 лет финансовое обеспечение здравоохранения в нашей стране повысилось более чем в 6 раз. Мы видим, что это – не просто финансирование, а инвестиции в здравоохранение. Они дают конкретную отдачу на вложенные средства в виде повышения уровня здоровья, продолжительности жизни и периода трудоспособности человека, улучшения демографии страны.
Отмеченный прогресс позволил Российской Федерации инициировать, совместно с ВОЗ, проведение в Москве в апреле 2011 года Первой Глобальной Министерской конференции по здоровому образу жизни и контролю неинфекционных заболеваний, в которой приняли участие более 800 делегатов из 164 стран-членов ВОЗ. На конференции проблема НИЗ получила новое звучание. Особый акцент был сделан на:
- необходимости формирования на локальном, национальном, региональном и международном уровнях «единой профилактической среды», основанной на межсекторальном, всеправительственном и общесоциальном подходах,
- мотивировании населения к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких,
- на создании системы управления здоровьем человека, начиная с самых ранних этапов его развития, с переориентацией главного вектора здравоохранения от привычных отношений «врач – больной» к отношениям со здоровыми людьми и широкомасштабному проведению профилактических мероприятий.
Московская декларация была одобрена резолюцией 64-й сессии ВАЗ и заложила основу для выведения проблемы НИЗ на передние рубежи политической повестки дня.
Совещание высокого уровня Генассамблеи ООН по НИЗ, прошедшее в Нью-Йорке в сентябре 2011 года, надолго определило вектор развития национальных систем здравоохранения, ВОЗ и, в целом, Организации объединенных наций, что нашло отражение в принятой на совещании Политической декларации.
Важную роль в развитии этого направления сыграла проведенная в октябре 2011 года Всемирная конференция по социальным детерминантам здоровья в Рио-де-Жанейро.
Дорогие коллеги,
Наша рабочая группа, объединяющая представителей 21 экономики, входящей в АТЭС, обсуждает самые актуальные проблемы охраны здоровья населения Азиатско-Тихоокеанского региона и эффективно реализует интересные и нужные проекты в соответствии с утвержденным совместным планом действий.
Именно поэтому Российская Федерация в период своего председательства хотела бы предложить партнерам уделить достойное внимание взаимодействию наших экономик в решении таких актуальных проблем как профилактика и контроль НИЗ, а также снижение материнской и детской смертности для достижения Целей Развития Тысячелетия 4 и 5 - на основе укрепления систем здравоохранения нашего региона.
Это позволит нам внести реальный вклад в улучшение здоровья и качества жизни населения нашего региона, даст стимул модернизации фармацевтической и медицинской промышленности, развитию инноваций.
Как Председатель, Российская сторона приложит все усилия для обеспечения преемственности решений Саммита АТЭС в Гонолулу.
Представляется важным развитие сотрудничества нашей рабочей группы с другими группами АТЭС, в том числе с Life Scientific Innovation Forum (ЛСИФ), а также наше активное участие в реализации проектов ООН в сфере здравоохранения, привлечение ведущих экспертов ВОЗ, ЮНИСЕФ и других международных организаций к нашей работе.
Продуманная совместная деятельность государств-членов АТЭС в рамках рабочей группы, гармонизация законодательного регулирования, взаимодействие с представителями правительственных структур на всех уровнях, деловых кругов и гражданского общества, обмен передовым опытом и инновационными подходами способны многократно повысить потенциал социально-экономического развития всех стран и подойти к созданию единого социально-экономического континуума в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Открывая первое заседание рабочей группы по здравоохранению АТЭС, мы хотели бы пожелать всем участникам заседания плодотворной работы, успешных совместных проектов, радости общения с коллегами.
Мы надеемся, что морозная русская зима не помешает Вам познакомиться с историческими и культурными памятниками России и будет согрета теплотой приема, оказанного Вам.
Спасибо!