Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, однако получить ее становится все проблематичнее. О причинах такого положения дел и способах решения проблемы размышляет кандидат юридических наук, зав. кафедрой финансово-правовых дисциплин Российского нового университета Елена Коновалова. Причины нехватки средств Исполнению государством своих конституционных обязанностей по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи и нормальному функционированию сферы бесплатной медицины препятствуют многие обстоятельства. Во-первых, коррупция в сфере ее финансирования. Во-вторых, изменение правил формирования внебюджетных государственных фондов, которые серьезно трансформируются. Их постоянное изменение не привносит стабильности в данную сферу: после отмены единого социального налога возвратились к мобилизации средств за счет взносов предприятий. В-третьих, проблемы в налоговом законодательстве. Установленные правила по расчету взносов во внебюджетные фонды делают исключительно невыгодным для предпринимателя увеличение заработной платы рабочим и служащим, так как именно на эту составляющую себестоимости товара, работы либо услуги ложится самое весомое налоговое бремя. Это приводит к стремлению работодателя всеми средствами сокращать фонд оплаты труда как облагаемую базу. В-четвертых, проблемы в сфере охраны труда. Сокращая фонды оплаты труда для снижения налоговой нагрузки работодатели существенно нарушают трудовые права граждан. Нередко наемные работники сотрудничают с предприятиями на основании не трудовых, а гражданско-правовых договоров, хотя выполняют постоянные трудовые функции. Если их принимают на работу по трудовому договору, то во многих случаях обозначают заработную плату в минимальных пределах, остальное выплачивают как «бонусы». Эта практика приводит к тому, что работники не имеют существенных социальных накоплений и не могут позволить себе во время болезни по листку временной нетрудоспособности находиться на амбулаторном лечении. Так или иначе, все это отражается на финансировании деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Пути выхода из кризиса В этой связи следует стремиться к стабилизации законодательного регулирования процесса мобилизации средств во внебюджетные государственные фонды. Следует снизить налоговую нагрузку на фонды оплаты труда и стимулировать работодателя к повышению заработной платы. Все это обернется повышением отчислений в бюджет сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Увеличение заработной платы позволит увеличить расходы физических лиц, при которых взимается налог на добавленную стоимость (НДС). Выпадающие доходы бюджетов внебюджетных фондов можно будет компенсировать из федерального бюджета. Для этого НДФЛ и НДС следует причислить к регулирующим налогам, чтобы мобилизуемые с их помощью доходы, стали регулирующими доходами для внебюджетных фондов. Скупой платит дважды В последнее время развитие страховой медицины в России имеет тенденцию все большего крена в сторону добровольного медицинского страхования, что в перспективе может привести к тому, что бесплатной будет только скорая медицинская помощь. Однако в конечном итоге все это, как ни парадоксально, может привести к возрастанию бюджетных затрат в сфере медицинского обслуживания населения. Так, после оказания скорой помощи, которая может быть связана с достаточно затратными реанимационными мероприятиями, больного выписывают, не долечив. Через непродолжительное время обострение болезни и связанный с ним вызов «скорой» может повториться и повторяться регулярно. В этой ситуации, вместо консервативного лечения, в основном, не такого дорогостоящего, пациенту будет достаточно часто предоставляться высокотехнологичная помощь с использованием реанимационной или иной аппаратуры. Поэтому при реформировании правового регулирования предоставления медицинской помощи следует учитывать этот фактор и законодательно обозначить категории граждан, которым будет предоставляться медицинская помощь в достаточно полном объеме, на основе социального, а не личного страхования. Преступная деятельность Уже сегодня при предоставлении медицинских услуг в рамках системы добровольного медицинского страхования возникают большие проблемы. Пациентам назначают ненужные диагностические исследования, процедуры и вмешательства, которые оплачиваются, но не проводятся, а в счете за оказанные медицинские услуги указывают обследования, процедуры, оперативные манипуляции, лекарства, не применявшиеся в действительности. Нередко застрахованных лиц помещают в условия стандартом ниже, чем предусмотрено страховкой. Все это направлено на использование высвободившихся ресурсов для оказания медицинских услуг иным лицам, сверх квоты, за дополнительное вознаграждение. Данную деятельность следует интерпретировать как преступную, так как подобные действия по характеру и общественной опасности можно сравнить с мошенничеством.
Предоставлению бесплатной медицинской помощи препятствует коррупция в сфере ее финансирования
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, однако получить ее становится все проблематичнее. О причинах такого положения дел и способах решения проблемы размышляет кандидат юридических наук, зав. кафедрой финансово-правовых дисциплин Российского нового университета Елена Коновалова.
24 Января 2013
- Комментарии
Загрузка комментариев...