Мэр Москвы Сергей Собянин обещал, что за состояние здравоохранения в Москве будет отвечать, в том числе и он лично. Для кардинальной перестройки отрасли чиновникам придется не только ремонтировать здания и обновлять медоборудование, но и научиться выживать в условиях жесткой конкуренции. За два года здравоохранение в столице «перестроят» на работу по «страховому принципу».
«Мы должны быть на высоте»
«Приоритета здравоохранения перед другими сферами жизни сегодня требует население столицы,— сказал мэр Москвы Сергей Собянин, выступая 16 декабря на традиционной IХ московской ассамблее "Здоровье столицы". 30% столичных лечебных учреждений требуют ремонта, а 40% оборудования замены,— сказал он.— 37% "больничного коечного фонда" в удручающем состоянии». В первую очередь строительство новых зданий и отделений коснется Филатовской, Морозовской детских больниц, городской больницы №67, заметил мэр, не менее 25% бюджета здравоохранения Москвы будет выделено на беременных, детей и подростков, и здравоохранение для детей будет приоритетным.
Но мэр просил медиков обеспечить не только эффективный результат лечения москвичей, но и нормальный процесс. После повсеместных ремонтов в 2011 году лечиться и работать в лечебных заведениях столицы должно стать более комфортно. Мэр пообещал единую для здравоохранения столицы информационную сеть, возможность записываться на прием через Интернет и пользоваться электронной медкартой. Но модернизировать здравоохранение можно только в конкурентной среде, в которой все лечебные учреждения должны будут научиться выживать. «Мы должны быть на высоте»,— сказал Собянин.
Нельзя выхаживать больного на «высокотехнологичной» койке
Уже с 2011 года столица начнет воплощать в жизнь 5— летнюю программу модернизации здравоохранения. «Сейчас есть избыток коек по одним направлениям и недостаток по другим, и то, и другое плохо. Есть перекосы в соотношении столичной амбулаторной помощи и стационарной,— сказала заместитель мэра, курирующая здравоохранение и образование в Правительстве столицы Ольга Голодец.— Нужно научиться просчитывать потребности и возможности.
Еще до Нового года вместе с департаментом здравоохранения должны быть составлены планы развития каждого медучреждения, рассчитаны меры по повышению финансовой стабильности, а после Нового года подготовлены сметы. Переход на страховую медицину потребует перерасчета медицинских стандартов лечения, тарифов на услуги, и конечно, большой организационной работы. «Койки» для высокотехнологичной помощи и «койки для выхаживания» больных стоят по-разному. разница эта огромна, напомнила чиновник. По словам Голодец, «сегодня медпомощь финансируется для граждан в Москве не по равному принципу», поскольку не отрегулировано финансирование лечение в столице иногородних и иностранных граждан. Предстоит просчитать стандарты и тарифы для каждого лечебного учреждения отдельно и понять источники финансирования медуслуг для каждой группы пациентов.
Еще одна сторона недовольства москвичей— отношения пациентов с персоналом, сказала она, и хотя чаще нарушение этических принципов идет от среднего звена, «но отношение персонала к больным— зона ответственности главврача учреждения»,— заметила Голодец.
Слабых выдавят с рынка
Уже с 2011 года все 627 медучреждений столицы постепенно будут учиться жить при одноканальном (только через фонд ОМС) финансировании, отметил руководитель Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) Москвы Андрей Решетников, с этого же времени они должны подать заявки, если хотят с 2012 года работать в системе ОМС. С этой же даты— с 2012 года произойдет полная централизация ресурсов здравоохранения Москвы, предупредил Решетников. Сейчас на медицинское обслуживание каждого жителя столицы выделяется 6700 рублей, к 2013 году эта сумма вырастет до 7044 руб. Но еще предстоит организовать получение выплат за иногородних жителей (которых в столице больше 1 млн. человек).
«Каждому лечебному учреждению надо быть готовым к жесткой конкуренции, в ОМС придут работать тысячи претендентов, которые для этого получили лицензии, а также иметь в виду, что ресурсы теперь будут выделяться за фактически проделанную работу, а не просто для содержания лечебных учреждений». Пациент тоже получает возможность на год выбирать себе поликлинику и врача, сказал Решетников. Если медучреждение или врача не выберут, значит они не нужны.
Он предупредил, что 400 тысяч пациентов в столице, попадающих в клиники без документов, без сознания, должны быть документами обеспечены, иначе денег за «неопознанного пациента» клиника получать не будет. Решетников заметил, что в связи с предстоящими более строгими правилами игры в здравоохранении, ожидает роста нелегитимных платных услуг, за которые страховщики будут штрафовать медиков.
Партийная модернизация
Руководитель комитета по здравоохранению Москвоской Думы Людмила Стебенкова считает, что после реорганизации московского здравоохранения количество недовольных москвичей должно снизиться с 65% до 5%. Рецепт у депутата— партийный: она пригласила медиков работать в «Общественных приемных партии Единой России по модернизации здравоохранения». «Программа госгарантий должна быть реальной, нужно прекратить поборы, чтобы человек платил в здравоохранении только за то, за что не платит государство»,— уверена депутат.
Частично и Стебенкова, и депутат ГД РФ Татьяна Яковлева увидели причины проблем здравоохранения в законодательстве, в частности в законе о госзакупках. «Чего греха таить, сказала Яковлева,— Федеральный закон 94ФЗ принес здравоохранению зло, будем менять его. Сейчас для этого создана рабочая группа».
Строгости и новые правила финансирования создали в зале форума настроение, которое новый руководитель департамента здравоохранения Москвы, профессор Леонид Печатников назвал «не очень», но законодатель выбора и времени на раскачку для медиков-практиков уже не оставил, закон об ОМС принят, и полигоном для испытания стали Москва и Санкт-Петербург. Печатников указал на несколько аспектов, которые требуют особого внимания, а также укрепления «слабых звеньев» в здравоохранении.
Это в первую очередь амбулаторная помощь, что не ново, но на которую по-прежнему поступает больше всего жалоб. У департамента есть идея в некоторых случаях объединять поликлиники и стационары «до слияния в медцентры», тем самым сделав ответственность за медпомощь на разных уровнях общей, насытить ее кадрами и ресурсами, выстроив «вертикаль ответственности».
Еще один аспект— тарифы, по которым государство оплачивает медикам услуги, они далеко отстали от реальной себестоимости. Печатников обещал создать в департаменте отдел, где экономисты помогут медицинским учреждениям просчитать себестоимость услуг. Что касается платных медицинских услуг, он предупредил, что за размером маржи сверхсебестоимости, которую накручивают на платной помощи некоторые главврачи, управленцы тоже будут следить.
Мы не рвачи и не мерзавцы
Еще один аспект внимания нового руководителя— поборы среди медиков. «Если узнаю, что хирург перед операцией называет свою таксу больному, отвечать будет главврач, и караться такие факты будут строго», пообещал руководитель.
Пожалуй, самую негативную оценку Печатникова заслужило медицинское образование в Москве, уровень которого он считает крайне низким. «Качество преподавания отстает серьезно»,— сказал Печатников.
Столичное здравоохранение можно и нужно модернизировать, есть для этого силы и средства, хотя из 83 субъектов РФ удовлетворенность здравоохранением в столице только на 41 месте. Сегодня на здравоохранение из доходов города выделяется до 9%, что сравнимо с западными странами. Нужно еще одно условие: общество, с подачи СМИ, должно перестать оценивать врачей как «рвачей и мерзавцев», сказал руководитель. «Я остаюсь одним из вас»,— подчеркнул Печатников, завершая свое выступление перед коллегами.