Проблему внедрения новых технологий в медицине не решить только закупками современного оборудования или его частичным производством на территории страны. Российских врачей необходимо учить работе с новыми технологиями и методиками. Как именно – об этом в беседе с генеральным директором Johnson&Johnson в России и СНГ, подразделение медицинских изделий, председателем совета директоров Ассоциации IMEDA АРМАНОМ ВОСКЕРЧЯНОМ.
– Арман Эмильевич, как вы оцениваете сегодняшнюю российскую систему профессионального обучения и повышения квалификации врачей?
– Если посмотреть на количество врачей в России, то здесь мы – одна из передовых стран, у нас больше всего врачей в пересчете на миллион населения. Но в сфере профессионального образования и повышения квалификации имеется большой пробел. У нас большой дефицит специалистов, которые владеют современными методиками диагностики и лечения заболеваний. Их сегодня в России около 5 тысяч, тогда как потребность в таких специалистах составляет порядка 30 тысяч. Например, врачей, владеющих методиками интервенционной кардиологии,
такими как стентирование, меньше тысячи человек на всю Россию. Между тем без создания системы, которая позволит врачу получать новые знания, знакомиться с новинками медицинской промышленности, участвовать в международных конференциях и обмениваться опытом с
коллегами, не удастся обеспечить высокие стандарты лечения населения, к которым стремится наше государство.
– В каких областях медицины особенно недостает «высокотехнологичных» специалистов?
– Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть, какова сегодня статистика заболеваемости и смертности в России. И соответственно, с помощью каких технологий можно поправить ситуацию. Безусловно, врачей, владеющих высокотехнологичными методиками, в первую очередь недостает в кардиологии, травматологии, нейрохирургии и онкологии. Хочу подчеркнуть, что это не только мое личное мнение, список четко определен и на уровне государства. Мы видим в последнем факте большой плюс, потому что приоритеты стратегического развития производителей медицинских изделий совпадают с задачами, на которых фокусируется государство.
– Как компании – производители медицинских изделий участвуют в обучении российских врачей?
– Это является одним из ключевых направлений деятельности для них. Но говорить о системе обучения пока не приходится, пока все делается точечно и направлено на определенные группы и продукты. Я считаю, что опыт компаний, которые работают на российском рынке, необходимо эффективно использовать. Мы бы хотели активнее взаимодействовать с государством в этой области, совместная работа может принести плоды уже в краткосрочной перспективе. У нас и у наших коллег по отрасли накоплен огромный опыт работы в разных странах.
– По вашему мнению, как должна быть организована система обучения врачей и какие задачи для этого должно решить государство?
– В первую очередь нужно говорить о внедрении системы непрерывного медицинского образования – системы, которая позволяет специалисту совершенствоваться на протяжении всей своей карьеры, и не раз в пять лет, как этого требует текущее законодательство, а ежегодно. Сегодня медицинская индустрия развивается такими темпами, что новые технологии появляются постоянно. Роль государства состоит в том, чтобы определить правила и условия обучения специалистов. Но от врачей тоже во многом зависит, насколько быстро и эффективно будут внедряться новые технологии и знания. Без желания и усилий со стороны специалистов ни одна система работать не будет. Возможно, государству следует подумать о создании системы мотивации для специалистов, повышающих квалификацию, – с помощью профессиональной сертификации или других методов, которые на Западе уже давно и успешно внедрены.
– Два года назад ваша компания совместно с министерством здравоохранения Татарстана открыла в Казани образовательный центр высоких медицинских технологий. Как вы оцениваете результаты его работы?
– Я бы сказал, что они впечатляют. За время работы центра в нем приобрели практические навыки и получили сертификаты более тысячи врачей и медсестер, а более десяти тысяч специалистов прошли через различные курсы, семинары и симпозиумы. Центр не замыкается на одном-двух направлениях, его задача – обеспечить комплексное обучение, причем далеко не всегда оно связано с продуктами нашей компании. Мы считаем, что здравоохранение и новые технологии немогут быть завязаны на изделиях одной компании. Центр должен научить владению технологией и методикой, а с помощью каких продуктов это будет делаться – уже выбор врача. Когда мы запускали этот проект, мы хотели увидеть, насколько эффективно будет работать центр, с тем чтобы подумать, стоит ли открывать другие. Теперь у нас есть четкое понимание: дальнейшее развитие подобных центров в России необходимо, – и мы прорабатываем вопрос о расширении нашего партнерства.