Ни одна страна без развитой фундаментальной и фундаментальной социально ориентированной науки не может рассчитывать на успешное инновационное развитие экономики. Заявленные Президентом РФ Д.А. Медведевым пять прорывных направлений без поддержки сильной фундаментальной науки обречены на провал. В статье речь пойдет только о развитии медицины и ее фундамента – молекулярной и клеточной биологии (МКБ), но, думаю, то же самое, вероятно, справедливо и для других четырех прорывных направлений.
Лаборатории, работающие на передовом мировом уровне в области фундаментальной науки, обеспечивают, во-первых, высокий общий уровень науки в стране и престиж последней, во-вторых, создание основы для действительно крупных и оригинальных инновационных разработок, в-третьих, рост сильных руководящих молодых кадров, т.е. создание будущего науки, и, в-четвертых, обеспечение квалифицированными кадрами не только самой фундаментальной науки, но также университетов, прикладной и инновационной деятельности. На пустом месте, без хорошо подготовленных кадров последние не смогут успешно развиваться.
Не зря в США, лидирующих в области медицины, в фундаментальную биомедицину, в частности, МКБ, вкладывается более 30 млрд долларов, т.е. около триллиона руб. в год. Примерно 50% научного бюджета в других развитых странах также идет на МКБ. У нас же настоящей поддержки фундаментальной и ориентированной науки в области биомедицины практически нет. В России есть только одна программа в этой области фундаментальной науки – программа Президиума РАН «МКБ», с бюджетом в 2011 г. около 260 млн руб. на всю страну, выдающая сегодня гранты размером до 3,5 млн руб. в год. РФФИ выдает гранты, совершенно недостаточные для проведения работы (это как бы вспомогательные гранты). Гранты Минобрнауки направлены только на прикладные работы и при этом обставлены усложненными правилами конкурса и огромным объемом бумажной работы по заявкам и отчетам.
В период 2003-2006 гг. программа МКБ обеспечивала на удовлетворительном уровне работу более 100 лучших лабораторий страны. Ее бюджет составлял 260 млн руб. только на Центральный регион (2007 г.), что позволяло выдавать гранты размером до 4 млн руб. в год. В результате поднялся общий уровень науки, появились оригинальные разработки для инноваций, возникли новые лаборатории и группы во главе с молодыми талантливыми учеными, сократился отток из страны сильных молодых ученых и начался процесс возвращения в Россию успешных ученых из-за рубежа.
Однако по мере роста инфляции размеры грантов стали явно недостаточными и уже в 2009 г. нуждались примерно в удвоении (до 8 млн руб. в год на максимальный грант). В декабре 2008 г. я передал письмо об этом Президенту РФ Д.А. Медведеву. Мои материалы были направлены на рассмотрение в администрацию Президента. Весной этого года я встретился с помощником Президента РФ Аркадием Дворковичем, который направил меня в i-Russia.ru.
В 2010 г. финансирование программы МКБ не только не было увеличено, но на фоне 10% сокращения бюджета РАН было снижено на 28%, т.е. поддержка максимального гранта упала с 4,0 до 2,8 млн руб. в год, что фактически подорвало программу.
Результаты не заставили себя ждать. Сразу начался процесс эмиграции сильных ученых из лабораторий, поддерживаемых программой, и уменьшилось число высокорейтинговых международных публикаций. Исчезли полностью заявки на создание новых групп от наших ученых, работающих за рубежом. Это неудивительно, так как переехавшие в Россию на постоянную работу ученые неожиданно лишились почти трети финансирования! Уменьшилось число поступающих в аспирантуру по МКБ.
Тогда 119 молекулярных биологов страны обратились к Президенту и Председателю Правительства с просьбой о дополнительной поддержке МКБ в объеме 400-500 млн руб. в год на страну, начиная с 2011 г. Эта, сравнительно со стоимостью других проектов, небольшая сумма спасла бы в нашей стране от развала одно из главных направлений мировой фундаментальной науки.
Обращение, разосланное руководством страны в ряд ведомств, нашло поддержку в Минобрнауки, Российской академии наук (РАН) и Минздравсоцразвития. Минобрнауки обратилось в Минфин с просьбой дополнительно финансировать программу МКБ через РАН в объеме 500 млн руб. (менее тысячной доли от того, что выдается на МКБ в США), однако рабочая группа Минфина вычеркнула эту строку из проекта бюджета. При этом чиновники Минфина отказались даже обсуждать вопрос с координатором программы.
Далее я встретился с Президентом РАН Ю.С. Осиповым, объяснив драматическую ситуацию с МКБ, где есть мощный потенциал к серьезному развитию и налицо прозрачная, защищенная от коррупции система распределения средств. В результате объем финансирования был увеличен в 2011 г. на 40 млн руб., что, однако, не позволило даже достигнуть уровня 2009 г. Это, как сказал мне Президент РАН Ю.С. Осипов, максимум того, что он мог сделать при растущих расходах РАН по обязательным статьям. Другие программы Президиума РАН вообще в 2011 г. увеличены не были. Без дополнительного и обязательно целевого вливания на программу (с чем РАН согласна) ничего сделать нельзя.
На сегодня же создался замкнутый круг. С одной стороны, чиновники Минфина отговариваются тем, что все расходы РАН должны идти только из бюджета РАН, а вмешиваться в бюджет РАН они не имеют права. С другой стороны, руководство РАН само существенно увеличить финансирование МКБ не может, в частности, из-за ряда обязательных расходов (фиксированная базовая зарплата, налоги, инфраструктура и т.п.) Обе стороны, по-своему, правы. Однако и та, и другая ищут объяснения, почему ничего нельзя сделать, но не стремятся найти решение вопроса.
Сейчас еще не поздно все исправить, если поддержать программу на второе полугодие, доведя размеры полного гранта на 2011 г. до 6 млн руб. Для этого Центральный регион РАН нуждается в сумме 165 млн руб. (разность между необходимой минимальной суммой в 390 млн руб. и выделяемыми из бюджета РАН 225 млн руб.). Остальные регионы, где финансирование программы в 2009 г. снижено не было, нуждаются примерно в 30 млн руб. Общая дополнительная поддержка в этом году, таким образом, должна была бы составить 195 млн руб.
В 2012 г. необходим уровень дополнительной поддержки программы в размере 355 млн руб. Тогда максимальный грант составит 8 млн руб. в год. Далее размеры финансирования было бы целесообразно увеличивать постепенно, с учетом поступательного развития нашей науки, появления новых сильных подразделений, а также для индексации, связанной с инфляцией.
Я привожу минимальные цифры. Они меньше ранее заявленных 400-500 млн руб., поскольку произошло небольшое увеличение поддержки со стороны РАН и отменен дополнительный конкурс в 2011 г., который, вообще говоря, был бы очень полезен, ибо появились новые сильные коллективы.
Между тем руководство страны выделяет на науку немалые средства. Если бы их небольшая часть пошла на целевое развитие программ фундаментальной науки, в частности, МКБ, мы имели бы существенный прорыв. Кстати, результаты, полученные в ходе выполнения программы МКБ, легли в основу ряда Сколковских биомедицинских проектов. Без поддержки фундаментальной науки этот ручей быстро иссякнет.
К сожалению, эти средства идут на новые, часто мало проработанные программы, вместо поддержки того сильного и апробированного, что у нас сохранилось и успешно развивалось.
В дальнейшем одним из решений мог бы служить перевод с 2013 г. программы МКБ в статус экспериментальной федеральной программы фундаментальных исследований, но обязательно с сохранением существующих правил нынешней программы МКБ. Иначе она начнет быстро деградировать. Желательно только, чтобы финансирование подразделений РАН, РАМН плюс Минздравсоцразвития и вузов на первом этапе проводилось бы раздельно во избежание конфликта интересов. Общее дополнительное финансирование такой программы от Минфина, Минобрнауки и Минздравсоцразвития определилось бы после проведения конкурса, который показал бы, сколько еще сильных подразделений (помимо РАН) существует в стране. Такой конкурс можно было бы провести в середине 2012 г. В случае успеха эксперимента он стал бы эталоном для построения других федеральных программ фундаментальных исследований на пяти прорывных направлениях, сформулированных Президентом РФ.