На сегодняшний день правовое регулирование образовательного процесса, осуществляемого в рамках ординатуры и интернатуры, морально устарело и не соответствует реалиям современности. Например, ВУЗы по некоторым вопросам до сих пор руководствуются положением об интернатуре, являющимся приложением N 3 к Приказу N 44 Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г.! Действующее Положение об ординатуре является приложением к Приказу N 23 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. За последние 30 лет в стране кардинально поменялся социально-экономический уклад, многое изменилось и в системе послевузовского образования.
Вместе с тем, на фоне всё возрастающей потребности Российской Федерации в высококвалифицированных специалистах медицинского профиля, выпускникам медицинский факультетов ВУЗов всё труднее и труднее поступить в интернатуру и ординатуру, и ещё труднее получить достойный уровень знаний и умений при обучении на вышеуказанных программах. Одной из основных проблем ВУЗов, при организации учебного процесса в интернатуре и ординатуре является отсутствие современного оснащения и недостаточная ёмкость собственных клинических баз ВУЗов.
Особенно остро проблема слабого технического оснащения клинических баз касается интернов и ординаторов стоматологического профиля. Стоматология – наиболее технологичная и быстро прогрессирующая отрасль медицины, и успех в стоматологическом лечении во многом зависит от наличия современных технологий, оборудования и материалов, и, конечно же, от умения врача грамотно воспользоваться этими технологиями. Стоматологические факультеты ВУЗов в большинстве своём имеют морально устаревшее, не всегда исправное оборудование, либо не имеют его вовсе. Подобным же образом дело обстоит и с расходными материалами, которые необходимо использовать в процессе обучения практическим навыкам. Вместе с тем, в большинстве крупных городов РФ открыто большое количество негосударственных стоматологических клиник, которые оснащены современным оборудованием, и в которых работают наиболее квалифицированные специалисты, в том числе и сотрудники кафедр стоматологических факультетов ВУЗов. Более того, наиболее успешные, развивающиеся и расширяющие свою деятельность стоматологические клиники испытывают дефицит кадров и занимаются поиском врачей-стоматологов, которые могли бы оказывать квалифицированную помощь пациентам этих клиник. В сложившейся ситуации идеальным решением была бы возможность разрешить на законодательном уровне тесное и взаимовыгодное сотрудничество ВУЗов с негосударственными клиниками, для организации процесса совместного обучения врачей стоматологов в интернатуре и ординатуре, с использованием материально-технической базы стоматологических клиник, а так же их человеческих ресурсов, в частности наиболее квалифицированных врачей-стоматологов, которые могут выступать в качестве кураторов-наставников во время прохождения практической части программ интернатуры и ординатуры. Такие клинические базы могут быть организованы и в городах, в которых не располагаются ВУЗы. Возможность проходить практическую часть интернатуры и ординатуры, не покидая своего места проживания, позволит большему количеству врачей повысить свою квалификацию за счёт обучения в ординатуре, а для интернов сделает обучение более комфортным, и финансово менее затратным. Такое сотрудничество позволяет решить проблемы: технического оснащения клинических баз, недостатка учебных мест в ВУЗах, а так же проблему территориальной доступности обучения в интернатуре и ординатуре. В свою очередь частные стоматологические клиники могут обеспечить себя квалифицированными кадрами, которые к окончанию обучения уже будут адаптированы к особенностям именно той клиники, где они учились и где будут иметь возможность продолжить свою работу.
Отдельно стоит упомянуть о ситуации, которая сложилась со специальностью «Ортодонтия». Согласно действующему приказу МинЗдравСоцразвития России от 07.07.2009 года № 415н, специальность «Ортодонтия» можно получить только через обучение в ординатуре в течение 2-х лет (вместо возможного ранее варианта получения этой специальности через профессиональную переподготовку в объеме 3, 5 мес.). Однако многие врачи из числа желающих стать врачами-ортодонтами просто не могут по материальным и иным соображениям уехать из своего города на непрерывное двухгодичное обучение. Большинство из этих врачей уже являются квалифицированными специалистами по другой стоматологической специальности (терапевтическая, ортопедическая, хирургическая стоматология) и для них обучение в ординатуре означает потерю своего рабочего места, постоянного потока пациентов и квалификации по своей основной специальности. Кроме того, обучение в ординатуре по программе «Ортодонтия» осуществляется далеко не во всех медицинских ВУЗах России, причем количество мест для ординаторов в них лимитировано и явно недостаточно. Естественно, это снижает мотивацию многих стоматологов овладевать специальностью «Ортодонтия», хотя по данным статистических исследований нуждаемость населения РФ в ортодонтическом лечении составляет порядка 70% от численности трудоспособного населения страны. Создаётся ситуация, когда доступность ортодонтической помощи населению затрудняется. А отсутствие конкуренции с большим количеством врачей-ортодонтов снижает качество лечения и способствует повышению цен на ортодонтическое лечение. Предлагаемая схема использования частных стоматологических клиник в качестве клинических баз ВУЗов для реализации программы ординатуры по ортодонтии так же решает обозначенные проблемы.
Так же следует иметь в виду, что сейчас, одновременно с разработкой проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» разрабатывается и проект федерального закона «Об образовании». В редакции этого проекта, опубликованного 1 декабря 2010 года в Статье 82, пункт 7 сказано: «Образовательная организация вправе возложить на договорной основе на третьих лиц осуществление отдельных элементов образовательного процесса, в том числе, реализации отдельных учебных курсов, модулей, проведения учебной и производственной практики, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, организацию управления, научное, методическое, ресурсное, производственное, информационное и технологическое обеспечение образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений, обеспечение потребностей обучающихся, в том числе в питании, медицинском обслуживании, обеспечении одеждой, обувью, мягким инвентарем, другими предметами необходимости, транспортное обеспечение, ведение бухгалтерского учета и отчетности, осуществление иной деятельности». Таким образом, появляется предпосылка для реализации предлагаемого механизма улучшения процесса обучения врачей в интернатуре и ординатуре.
Для более полного нормативного подкрепления предлагаемой модели обучения, предлагается внести дополнения в проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в статью 71 «Особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников», позволяющие включить в процесс подготовки ординаторов и интернов большее количество клинических баз.
Статья 71. Особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников
(дополнения выделены жирным курсивом).
1. Практическая подготовка медицинских и фармацевтических работников при получении ими среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, дополнительного профессионального образования обеспечивается путем участия обучающихся в осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами.
2. Практическая подготовка медицинских и фармацевтических работников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами организуется:
1) на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность (клиник);
2) на базе медицинских организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных организаций (клинической базе);
3) на базе организаций - производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, в которых располагаются структурные подразделения образовательных организаций.
4) на базе медицинских организаций, имеющих лицензию на вид деятельности, соответствующий специальности, по которой проводится обучение, в которых не располагаются структурные подразделения образовательных и научных учреждений.
3. Организация практической подготовки медицинских и фармацевтических работников в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется на основании договора, заключаемого образовательной организацией и медицинской организацией либо организацией - производителем лекарственных средств и медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением и иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья граждан. Указанный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся и работников образовательных организаций в медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, участия работников медицинских организаций, организаций - производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, в образовательном процессе. Договоры образовательных и научных организаций с медицинскими организациями, являющимися клиническими базами, учитываются при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных и научных учреждений.
4. Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, организуется для государственной или муниципальной образовательной и научной организации на безвозмездной основе.
5. Участие обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и осуществлении фармацевтической деятельности осуществляется под контролем работников образовательных, научных организаций и медицинских организаций, являющихся клиническими базами, несущих ответственность за практическую подготовку и состоящих в трудовых отношениях с организациями, на базе которых осуществляется практическая подготовка.
6. Порядок организации практической подготовки по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. При оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки медицинских работников пациента обязательно предварительно проинформируют об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и он вправе отказаться от оказания ему медицинской помощи с участием обучающихся. Медицинская организация не вправе отказать такому пациенту в оказании ему медицинской помощи в установленном порядке без участия обучающихся.
Подготовлено:
Медицинская палата Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования, юридическая компания «Юнико 94»