30 июня, после официального опубликования [ http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?108806 ] , вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 190-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе [ http://www.garant.ru/hotlaw/federal/551050/ ] ", разрешающий рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации. Чуть больше месяца потребовалось депутатам Госдумы Сергею Калашникову и Леониду Огулю, чтобы понять, что действующий порядок рекламы медуслуг необходимо менять, и предложить свой вариант поправок. Предыдущая редакция ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 "О рекламе [ http://base.garant.ru/12145525/3/#block_2408 ] " (далее – закон о рекламе) начала действовать 1 января 2014 года. Она предусматривала, что медицинские услуги, наряду с лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецепту врача, методами профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также некоторыми медицинскими изделиями разрешалось рекламировать только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в специализированных печатных изданиях. В соответствие с данной нормой, клиники не могли на баннере в центре города разместить информацию о проведении МРТ, массажа, пломбирования зубов и многого другого. До этого медицинские услуги, методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации можно было рекламировать в любом СМИ. Инициативная группа парламентариев обратила внимание законодателя на правовые противоречия, появившиеся после внесенных в ноябре прошлого года изменений. Так, ч. 7 ст. 24 закона о рекламе [ http://base.garant.ru/12145525/3/#block_2407 ] устанавливает требования к содержанию рекламы, согласно которым при рекламе медицинских услуг необходимо размещение предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов. Исключением из этого правила является размещение такой рекламы в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в специализированных печатных изданиях и в случаях, если потребители такой рекламы – исключительно медицинские и фармацевтические работники. Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 24 закона о рекламе [ http://base.garant.ru/12145525/3/#block_2408 ] , реклама медицинских услуг может размещаться только в специализированных медицинских и фармацевтических средствах массовой информации. Налицо правовая коллизия, поскольку законодатель установил требования к рекламе медицинских услуг в неспециализированных изданиях, в которых запрещено размещение такой рекламы. Помимо этого, за отмену вступившей в силу 1 января 2014 года нормы выступало все предпринимательское сообщество, поскольку данные законодательные изменения негативно сказались на доходах как рекламораспространителей, так и медорганизаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. По словам Константина Симкина, сопредседателя Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, в течение полугода действия запрета на рекламу медицинских услуг предприниматели добивались его отмены. И наконец, норма ч. 8 ст. 24 закона о рекламе [ http://base.garant.ru/12145525/3/#block_2408 ] в предыдущей редакции привела к ограничениям доступа потребителя к информации о предоставляемых клиниками медицинских услугах, к снижению его осведомленности и возможности выбора медицинской организации. Николай Марченко, генеральный директор ООО "Доктор Анна", так высказался о проблеме: "Норма о частичном запрете рекламы медицинских услуг снижает информированность населения. Например, человек знает, что в определенном источнике он может получить информацию о различных медицинских услугах. Вдруг такая информация пропала. Что думает обыватель, что медицинские учреждения закрылись? Но ведь это не соответствует действительности!" В свете имевшихся недостатков в частичном запрете рекламы медицинских услуг представляется весьма целесообразным вернуть эту норму и продолжать борьбу с недобросовестной рекламой другими способами. Что и сделал законодатель. МНЕНИЕ [ http://www.garant.ru/files/9/1/551719/11-49-52_mg_8237_100.jpg ] Константин Симкин, сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО: "Новеллы Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации [ http://base.garant.ru/70514766/ ] ", безусловно, сильно мешали нормальной работе рынка, а главное – все равно действовали лишь условно. Например, нельзя было рекламировать услугу УЗИ, но можно было указывать, что в клинике есть кабинет диагностики; нельзя было писать "ведение беременности", но можно – "имеется акушер-гинеколог". В итоге в первую очередь страдали потребители (на защиту которых якобы и был направлен закон), которые перестали получать полную и достоверную информацию о предлагаемых услугах. Поправки от 30 июня фактически отменяют все эти изменения, возвращая рынок к прежнему статусу, и помогают привести законодательство в соответствие со сложившейся практикой. В итоге выигрывают все: и пациенты, и клиники, и рекламные компании". ---------------------- МНЕНИЕ [ http://www.garant.ru/files/9/1/551719/2953393_100.jpg ] Николай Марченко, генеральный директор ООО "Доктор Анна": "Развитие частного бизнеса, в том числе здравоохранения – это будущее России. На это делается определенная ставка. А как можно развиваться при наличии запретов на рекламу? Получается, что медицинский бизнес находится в неравных условиях по сравнению с другими видами деятельности. Так быть не должно".
Медицинские услуги снова разрешили рекламировать
30 июня, после официального опубликования, вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 190-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе", разрешающий рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.
7 Июля 2014
- Комментарии
Загрузка комментариев...