В Санкт-Петербурге состоялась XVII Международная конференция по страхованию, организованная Всероссийским союзом страховщиков. Конференция проводится ежегодно с 2002 года и собирает сотни участников из России, ближнего и дальнего зарубежья. В этом году в мероприятии, прошедшем 3 июля, приняли участие ведущие страховые компании, представители органов государственной власти и бизнеса, в том числе медицинского, зарубежные партнеры.
Основная цель конференции – объединить усилия органов власти и страхового сообщества для формирования сильного страхового рынка. Участники мероприятия обсудили широкий круг задач первостепенной важности и выработали пути для их решения на основе изучения передового российского и зарубежного опыта.
Отдельное внимание в рамках конференции было уделено вопросам развития конкуренции в системе ОМС. Модератором секции «Формирование реальной конкуренции за пациента в системе обязательного медицинского страхования в рамках построения пациентоориентированной модели» стал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. В своем выступлении он заявил о необходимости привлечения профессиональных экспертов для формирования более эффективной модели ОМС.
О новациях в правилах ОМС в своем докладе сообщила заместитель председателя Федерального фонда Обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук. В частности, она напомнила, что новые правила, вступившие в силу с мая этого года, предусматривают в целом более тщательный контроль за соблюдением прав застрахованных, а также плотное электронное взаимодействие территориального фонда ОМС, страховых организаций и лечебных учреждений.
В своем выступлении советник директора Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Николай Авксентьев рассказал о научно-методических аспектах развития конкуренции за пациента в системе ОМС. По его мнению, необходимыми условиями развития конкуренции в сфере ОМС являются: свободный выбор страховой медицинской организации (СМО) потребителем, наличие нескольких доступных страховых медицинских компаний, прямая связь между объемом и качеством деятельности СМО и величиной собственного дохода.
«Конкуренция между СМО способна улучшить качество и снизить стоимость гарантированного медицинского обеспечения. Дополнительным эффектом конкуренции становится повышение удовлетворенности населения», – уточнил он. Среди позитивных конкурентных стратегий представитель НИФИ выделил улучшение качества и снижение стоимости, среди негативных, соответственно, ухудшение обслуживания. Основным инструментом борьбы с негативными стратегиями являются законодательный запрет и перераспределение страховых премий в зависимости от принятого риска.
Анализируя состояние конкуренции в российской сфере ОМС, Н. Авксентьев подчеркнул, что, несмотря на то, что застрахованные люди имеют право на выбор и замену СМО, основные параметры страхового плана все равно устанавливаются государством и едины для всех СМО. Единственной областью конкуренции становятся вспомогательные услуги: физическая доступность СМО, дополнительное информационное сопровождение застрахованных людей. Говоря о территориальной сегментации, представитель НИФИ уточнил, что СМО действуют на основании договора о финансовом обеспечении ОМС, заключаемом с территориальным фондом ОМС. Но большинство регионов обладают низкой численностью населения для создания конкурентной среды.
Среди рекомендаций по развитию конкуренции в сфере ОМС Н. Авксентьев, в частности, выделил: укрупнение территории с низкой численностью населения (создание «медицинских округов», увеличение возможности СМО по дифференциации страхового продукта, усиление финансовой ответственности СМО за результаты собственной деятельности). В качестве положительного опыта внедрения конкуренции в ОМС, представитель НИФИ привел в пример опыт Нидерландов.
Принявший участие в работе секции генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александр Солонин рассказал о потенциале развития частного рынка в условиях конкуренции за пациента. Среди плюсов в действующей модели ОМС А. Солонин назвал: возможность получения медицинской помощи за пределами проживания, возможность для пациента выбора поставщика медицинских услуг. В то же время для повышения эффективности отрасли за счет потенциала негосударственного сектора нужен более активный переход на одноканальную систему финансирования медицинских организаций, а система тарификации должна соответствовать реальным экономическим показателям деятельности медицинской организации (тарифы не должны быть ниже себестоимости).
Среди мер, направленных на повышение эффективности модели ОМС и одновременно удовлетворенности населения, А. Солонин обозначил:
- закрепление стабильности условий работы в системе ОМС;
- увеличение долгосрочности государственно-частного взаимодействия;
- развитие конкуренции между медицинскими организациями, участвующими в ОМС при жестком контроле элементов ценового демпинга;
- стимулирование всех участников ОМС в расширении профилактических мероприятий.
По мнению А. Солонина, независимая оценка качества стимулирует медицинские организации к пациентоориентированности. Необходимо создать независимую, многостороннюю систему рейтингования медицинских организаций. Этот инструмент оценки позволит застрахованным людям осознанно участвовать в выборе медицинской организации.
В работе секции также приняли участие: сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, вице-президент по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Грот, председатель Координационного совета МОД «Движение против рака» Николай Дронов и другие.
Конкуренция в ОМС за пациента улучшит качество медицинских услуг
В работе Международной конференции по страхованию приняли участие ведущие страховые компании, представители органов государственной власти и бизнеса, в том числе медицинского, зарубежные партнеры. Участники обсудили широкий круг задач первостепенной важности и выработали пути для их решения.
5 Июля 2019
- Комментарии
Загрузка комментариев...