5 декабря в «Президент-Отеле» прошла III ежегодная конференция «Частная медицина: состояние и перспективы развития», организованная Ассоциациями частных клиник Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В мероприятии приняло участие более 250 представителей негосударственного здравоохранения: главные врачи, руководители частных клиник, инвесторы, представители власти и эксперты из многих городов России. На конференции было подписано соглашение о сотрудничестве между четырьмя объединениями частных медицинских организаций. Подписи под документом поставили президент Ассоциации частных клиник Москвы Александр Грот, президент Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александр Солонин, президент Ассоциации нижегородский частных медицинских центров Алексей Душкин и президент Ассоциации медицинских организаций Украины Алексей Ивахненко. «Мне кажется, что подписание соглашения очень важно, потому что его цель – не отстаивание интересов одной клиники, а попытка объединиться, создать реальную силу, добиться того, чтобы к нам по-настоящему прислушивались на всех уровнях власти», – отметил А.Грот. Основные цели предстоящего соглашения: объединение усилий, направленных на вовлечение частных клиник в решение актуальных проблем в области развития российского здравоохранения и оказания медицинской помощи населению; координация деятельности частных медцентров, защита коллективных прав и представление законных интересов, в том числе имущественных, членов Ассоциаций в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, участие в подготовке новых и доработке существующих нормативных и законодательных актов, регламентирующих сферу оказания медицинских услуг. По словам А.Душкина, частное здравоохранение долгое время было разрозненным, поэтому оставалось незамеченным. Начавшийся объединительный процесс даст возможность представителям негосударственной медицины влиять на принятие основополагающих законов и нормативных документов. Это мнение поддержал А.Солонин, добавив, что по-настоящему объединительный процесс только начинается и важно создать крупное общероссийское объединение, которое будет иметь вес не только в регионах, но и на федеральном уровне. В свою очередь А.Грот сказал о необходимости расширения информационного пространства для обмена опытом между членами Ассоциаций, усиления защиты прав врачей и пациентов частных клиник, использования статуса саморегулируемая организация для эффективного лоббирования интересов членов Ассоциаций, а также улучшения качества здравоохранения в РФ. Вопрос объединительного процесса негосударственного здравоохранения стал главной темой предстоящей конференции «Частное здравоохранение: состояние и перспективы развития» Все Ассоциации выразили готовность содействовать созданию и регистрации в Минюсте подобных Ассоциаций медицинских организаций в регионах, и содействовать в получении статуса саморегулируемых организаций в Росреестре. На сегодня статус саморегулируемой организации получили 3 некоммерческих организации в здравоохранении, одна из которых – Ассоциация частных клиник Москвы и еще несколько находятся в стадии регистрации. Закон о СРО подразумевает коллективную ответственность членов организации, и при этом ограничивает число проверок членов СРО до 10%. На сегодня нужно отметить, что в России получили лицензии более 35 тыс. частных медицинских организаций. При этом выручка коммерческой медицины в 2012 году по разным оценкам составила от 530 до 600 млрд руб.(по данным РосБизнесКонсалтинг, SYNOPSIS, Бизнесстат), а бюджет Фонда обязательного медицинского страхования был в 2012 году равен 891,7 млрд руб., т.е. стоимостные объемы государственной и коммерческой медицины сравнимы. Услугами негосударственной медицины пользуются 50,4% населения России (73,3 млн.чел в 2012 году, по данным РосБизнесКонсалтинг). Учитывая приведенную выше статистическую информацию, которая показывает значительный рост негосударственного сектора здравоохранения за последние годы, предлагаем органам власти разработать совместно с общественными организациями декларацию по регулированию рынка частных медицинских услуг, в ходе доработки Стратегии-2020 по здравоохранению. «Частная медицина нормально взаимодействует с государством, – сказал во вступительной речи Александр Грот, – Мы видим интерес к нашему сектору со стороны Министерства здравоохранения». По его словам, для более эффективного диалога Минздрава с частной медициной необходимо более четко прописать правила и механизмы взаимодействия в виде отдельной декларации. В свою очередь Алексей Душкин подтвердил, что Министерство здравоохранения РФ проявляет большой интерес к частным клиникам и готово к выстраиванию взаимоотношений с ними. На конференции было озвучено предложение президента Национальной Медицинской Палаты Л.М.Рошаля о необходимости объединения медицинских организаций в Ассоциации, и также проведения конференций таких ассоциаций в 2013 году. Участники конференции поддержали это предложение при условии наличия достаточного количества некоммерческих медицинских организаций и поддержки инициативы со стороны Министерства здравоохранения. Эту же мысль в своем докладе продолжил Сергей Шишкин, научный руководитель Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики. Он отметил, что современная частная медицина ориентирована не на небольшой процент богатых пациентов, а на средний класс, поэтому надо устранять барьеры на пути ее развития, в первую очередь – административные. Голосование участников конференции показало, что главными препятствиями они считают коррупцию – 50%, и проблемы с первичным лицензированием – 26%. Большое внимание в ходе дискуссий было уделено вопросам государственного и частного партнерства, а также участия частных клиник в реализации программы государственных гарантий в системе ОМС. В этом смысле показательны итоги опроса по поводу уровня доступности медицинской помощи по ОМС. Основная масса недовольна тем, как функционируют клиники в системе обязательного медицинского страхования: 30% не устраивает отсутствие специалистов и оборудования, 16% - очереди в поликлиниках, 5% считают, что поликлиника расположена слишком далеко от дома. Интересно, что 47% респондентов вообще не обращаются в клиники, работающие в системе ОМС, и только 2% удовлетворены доступностью этой услуги. Существующие принципы работы в ОМС не являются полностью комфортными для негосударственных клиник, хотя не исключают работы в ОМС. Основные вопросы: - расходование средств ведется строго по структуре тарифа - в ряде регионов страны зарегистрированы случаи неравного подхода в тарифной политике между частными и государственными организациями (государственные учреждения здравоохранения работают по полному тарифу в системе одноканального финансирования, частные работают по пяти статьям) - не во всех субъектах Федерации вводятся тарифы на отдельные виды медицинских услуг (в частности диагностических) в соответствии с выданными лицензиями. - в некоторых регионах страны требуют как введения раздельного учета в бухгалтерском учете по средствам, поступающим из ОМС, так и открытия отдельного расчетного счета. Думаю, что вышеперечисленные вопросы могут быть успешно решены в Москве при наличие политической воли. Хотя главное учитывать, что средства ТФОМС ограничены бюджетом, и включение частных клиник в госзаказ по ОМС без оптимизации / уменьшения расходов на содержание прежнего количества медицинских учреждений на балансе Департамента здравоохранения - создаст конкуренцию за и без того ограниченный бюджет Фонда ОМС, и при монопольном положении государственных клиник, приведет к мотивации Фонда не развивать участие негосударственных клиник в гос. заказе по ОМС. Выходом здесь может стать передача части имущества, а значит и расходов на его содержание частным инвесторам, с передачей обязательств по обслуживанию населения по ОМС. Как известно, сегодня, государственные клиники помимо средств ОМС, получают доплату от города Москвы. При проработке механизма концессии подразумевается аналогичный платеж концессионеру, так называемая "плата за доступность". Предлагаю Вам проработать возможность замены доплаты государством концессионеру ("плата за доступность") более гибким использованием мощностей передаваемых концессионных объектов в следующей пропорции: - 10-40% в рамках ОМС ( за счет оптимизации логистики приема пациента, концессионер не уменьшает, а даже увеличивает объем оказываемой ранее медицинской помощи населению, но на гораздо меньших площадях) - до 10-30% в рамках ДМС - до 10-30% платные услуги - до 10-20% учебные помещения: для медицинского персонала, с возможными обязательствами коцессионера по привлечению иностранных преподавателей и врачей - до 10% учебно-лекционные помещения: для проведения лекционных и учебных мероприятий для населения по здоровому питанию, школа диабета, школа гипертонии и пр. - до 10-20% помещения под НИОКР для размещения исследовательских лабораторий российских и зарубежных медицинских компаний. По подушевому прикреплению: по данным Департамента здравоохранения Москвы, в среднем на медицинскую помощь каждого жителя тратится в общей сложности более 18 000 рублей в год ( тариф ОМС + доплата субъектом Федерации). Опыт работы частных медицинских организаций показывает, что в рамках этого и даже меньшего тарифа ( до 12 000 рублей в год через страховые компании, и до 7 000 рублей при прямом прикреплении в ЛПУ), возможно, предоставление всей необходимой медицинской помощи на самом современном уровне и в установленные сроки прикрепленному населению в полном объеме, включая амбулаторно-поликлиническую, стоматологическую, специализированную стационарную, скорую медицинскую помощь и вызов врача на дом. При долгосрочных договорных отношениях - возникает прямая экономическая мотивация развивать профилактическую медицину, что является основным принципом охраны здоровья граждан и механизмом снижения затрат на оказание дорогостоящей стационарной медицинской помощи. Прикрепление населения через врачей общей практики ( семейных врачей) по фиксированной сумме годового прикрепления: по данным НИУ ВШЭ и международному опыту, использование прикрепление населения через офисы врачей общей практики, оптимизирует объем оказываемой помощи в поликлиниках и стационарах с одной стороны , а с другой, создает центры ответственности и консолидации информации по ведению каждого прикрепленного пациента. Подобный опыт имеет распространение, как на Западе, так и в качестве пилотов в Челябинске, Санкт-Петербурге. Так же возможно рассмотреть вопрос о передачи части услуг негосударственным клиникам: патронажные услуги и уход на дому, помощь на дому - на условиях прикрепления населения в рамках концессии и аутсорсинга. Соплатеж: является реальной возможностью предоставить право свободного выбора медицинской организации различной формы собственности, а значит создаст предпосылки для конкуренции за пациента, что должно привести к повышению доступности и качества медицинской помощи. При котором часть тарифа покрывается из ОМС, а часть - средствами ДМС, предприятием, самим пациентом. Считаю, что возможна проработка пилотного проекта в Москве с участием экспертов НИУ ВШЭ, ЦНИИОЗ и других. Принявшая участие в конференции председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ Наталья Стадченко заметила, что не следует противопоставлять частную и государственную медицину, а необходимо работать в направлении развития совместного сотрудничества в интересах пациентов. В ходе дискуссии представители негосударственного здравоохранения постарались объяснить руководителю фонда ОМС, что действующие тарифные ставки являются слишком низкими для частных клиник. Н. Стадченко пообещала, что в ближайшее время будут предприняты дополнительные меры по созданию более приемлемых условий участия частных клиник в системе ОМС. По мнению участников конференции, государственно-частное партнерство поможет создать конкуренцию между медицинскими учреждениями, повысит качество и доступность обслуживания. От этого, в первую очередь, выиграют пациенты. Алексей Душкин отметил, что сегодня необходимо на государственном уровне при участии АСИ и профильных ассоциаций разрабатывать и утверждать модели государственно-частного партнерства. А.Душкин добавил также, что в регионах необходимо создавать профильные ассоциации работников медицинской отрасли, врачей-специалистов. При этом, по его мнению, они должны быть наделены правом аккредитовывать врачей и нести за это ответственность. Условия, содействующие успешной реализации проектов ГЧП Информирование. На сегодня, информация об условиях участия негосударственных клиник Москвы в программе государственных гарантий по ОМС представлена формально и не позволяет частным клиникам принимать квалифицированное решение. О чем говорит и статистика: в 2012 году участвовали в программе ОМС Москвы около 20 частных клиник из 5000 (0.4%). В соответствии с п.2 статьи 30 и п.9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», есть возможность и необходимо включать представителей общественных организаций - Ассоциаций в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС и согласованию тарифов на оплату медицинской помощи. Это даст понимание ситуации изнутри, и снимет многие неквалифицированные вопросы. Например в Санкт-Петербурге первый представитель Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга был включен в состав тарифной комиссии. Просим Вас содействовать включению в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС и согласованию тарифов на оплату медицинской помощи президента Ассоциации частных клиник Москвы А.В.Грота Налоги. Налог на имущество составляет значимую статью затрат медицинских организаций, т.к. для осуществления медицинской деятельности используется дорогостоящее медицинское оборудование, требующее регулярного обновления и модернизации. Получается, что чем больше денег вкладывается в инноваций, тем больше на налоговая нагрузка на бизнес. Предложение: просим Вас содействовать отмену налога на имущество для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, что позволит реинвестировать эти средства в современные медицинские технологии для повышения качества лечения и общего повышения технологического уровня медицинской организации для привлечения пациентов, в т.ч. из других регионов. Кроме того, существует большая проблема приобретения медицинского оборудования в лизинг в связи с тем, что лизинговые платежи облагаются НДС 18%, а при купле-продаже медицинского оборудования НДС отсутствует. Таким образом, лизинговая схема подразумевает дополнительное удорожание оборудования на 18%. Доступ к программам государственных гарантий. Некоторые частные клиники оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) по тарифам, которые зачастую существенно (на 20%-40%) ниже, чем тарифы, по которым оплачивает аналогичную медицинскую помощь государство федеральным и городским медицинским организациям. При этом государство дополнительно к этому затратило значительные средства на создание соответствующей медицинской инфраструктуры. Существующая разница в тарифах показывает эффективность работы частных клиник, а также большой инвестиционный потенциал по ВМП. Просим Вас содействовать предоставлению возможности частным медицинским организациям принять участие в реализации программы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Москве по единым тарифам с 2014 года, а также создать условия, при которых пациент мог бы самостоятельно выбирать медицинскую организацию для получения ВМП с гарантией ее оплаты. Это и станет практической реализацией принципа «деньги следуют за пациентом». Реализация этого проекта на долгосрочной основе позволит привлечь серьезные, в т.ч. зарубежные инвестиции в создание и модернизацию медицинской инфраструктуры в Москве. Правовое регулирование Действующее правовое регулирование на федеральном уровне, в целом, является достаточным для запуска инвестиционно привлекательных для частных инвесторов и операторов ГЧП проектов в области здравоохранения. Однако законодательные "барьеры" и пробелы в регулировании, как отрасли так и моделей ГЧП, существуют. Их наличие не является принципиальным "тормозом" или препятствием для реализации проектов в формате ГЧП. К сдерживающим факторам становления рынка экспертное сообщество относит, прежде всего, отсутствие опыта у специалистов министерств и ведомств, отсутствие "политической воли" на реализацию проектов. Необходимо проведение системных мероприятий по снятию "образовательных ограничений". Существующие "участники" рынка ГЧП заинтересованы в реализации проектов по модели ГЧП в области здравоохранения. Однако отсутствуют проекты, проработанные государством до "feasibility study", что не позволяет инвесторам оценить проект и принять решение об участии. Развитие регионального ГЧП законодательства, позволяющего реализовывать проекты по модели отличной от модели концессионного соглашения, позволит более сбалансированно и прагматично подходить к вопросу оценки и запуска проектов. Принятие федерального законодательства о ГЧП является положительной тенденцией. Последующее изменения в региональные законы могут создать соответствующий "юридический комфорт" для будущих проектов. Целесообразна проработка ряда пилотных проектов регионального уровня на основе существующего правового окружения (модель концессионного соглашения) с одновременной разработкой и внесением "точечных" поправок в отраслевое законодательство (не законы о ГЧП или концессиях) для уточнения отдельных аспектов финансирования медицинской деятельности, строительства и эксплуатации медицинских центров. Общественный контроль и саморегулирование При работе по концессии, важно учесть риски со стороны государства - возможная утрата контроля в таких объектах по качеству и количеству услуг, и здесь крайне необходим общественный надзор. Ассоциация частных клиник Москвы, являясь по статусу саморегулируемой организацией, объединяя на сегодня более 80 юридических лиц, имея компенсационный фонд, договора коллективного страхования ответственности организаций членов, и органы контроля деятельности своих членов, могла быть использована, как общественная площадка для дополнительной оценки репутации участников концессионных соглашений и последующего общественного контроля со стороны профессионального сообщества. Так же члены и эксперты Ассоциации готовы выполнять экспертную работу по развитию ГЧП в Москве. Реализация перечисленных предложений с Вашей помощью позволит существенно усилить конкуренцию за пациента на рынке медицинских услуг как между частными, так и государственными медицинским организациями, что приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи, а также снижению тарифов и повышению инвестиционной привлекательности отрасли, снижению показателей заболеваемости жителей России.
Итоги III ежегодной конференции Ассоциации «Частная медицина: состояние и перспективы развития»
5 декабря в «Президент-Отеле» прошла III ежегодная конференция «Частная медицина: состояние и перспективы развития», организованная Ассоциациями частных клиник Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В мероприятии приняло участие более 250 представителей негосударственного здравоохранения: главные врачи, руководители частных клиник, инвесторы, представители власти и эксперты из многих городов России.
9 Января 2013
- Комментарии
Загрузка комментариев...