Реформа контрольно-надзорной деятельности уже внедрила риск-ориентированный подход и чек-листы в отношении деятельности медицинских организаций. Государство также объявило о проведении «регуляторной гильотины», которая тоже в полной мере коснётся деятельности клиник. Чего же ожидать медицинскому бизнесу от «регуляторной гильотины»?
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев 29 мая 2019 года утвердил план («дорожную карту») по реализации механизма «регуляторной гильотины» в отдельных сферах государственного контроля и надзора.
Дорожная карта предполагает подготовку новых федеральных законов:
• нового федерального закона о государственном контроле (надзоре) (закон о госконтроле);
• нового федерального закона об обязательных требованиях.
Помимо двух новых федеральных законов дорожная карта предполагает разработку новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, актуализацию и систематизацию обязательных требований.
В результате принятия новых федеральных законов и разработки новой структуры нормативного регулирования обязательные требования, касающиеся медицинской деятельности, также будут подвергнуты реформированию.
До 1 января 2021 года новый механизм контроля должен быть закреплён в федеральных законах. Осенью этого года оба законопроекта уже будут обсуждаться в Госдуме. Оба законопроекта в настоящий момент разработаны, их тексты направлены экспертному сообществу.
В соответствии с законопроектами предполагается полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований. До конца текущего года Правительство планирует подготовить законопроекты, которые станут базой для реформы контрольно-надзорной деятельности.
В первом законе будут определены обязательные требования для проведения мероприятий государственного контроля и надзора. Второй закон о государственном контроле будет определять круг лиц, которые занимаются надзором, а также перечень и порядок мероприятий, процедуры профилактики и ряд других необходимых позиций.
Федеральным законом об обязательных требованиях предлагаются следующие существенные изменения:
• с 1 января 2021 года не могут применяться вне зависимости от того, отменены ли содержащие их положения нормативных правовых актов, старые обязательные требования, установленные в том числе нормативными правовыми актами Союза ССР;
• с 1 января 2021 года признаются недействующими на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Союза ССР, содержащие обязательные требования, подлежащие оценке при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и (или) при привлечении к юридической ответственности;
• ведомственные обязательные требования, введенные в действие в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года, не могут действовать более трех лет без их актуализации, по истечении данного срока положения нормативных правовых актов, установивших такие обязательные требования, не применяются;
• любые новые обязательные требования будут вступать в силу либо 1 января, либо 1 июля соответствующего года, но не ранее чем через шесть месяцев после дня их официального опубликования;
• новые обязательные требования не имеют обратной силы, кроме случаев, когда положение граждан и организаций улучшается;
• ведомственные обязательные требования не могут действовать более пяти лет без их актуализации, по истечении данного срока положения соответствующих нормативных правовых актов не применяются;
• актуализация означает, что обязательные требования подлежат обязательной актуализации – пересмотру на предмет обоснованности и актуальности не реже, чем один раз в пять лет с момента вступления в силу нормативного правового акта, их установившего;
• положения нормативных правовых актов, установивших обязательные требования, подлежат отмене или пересмотру в случае недостижения целей регулирования, заявленных при их введении в действие;
• все обязательные требования будут разделены на 3 категории, в зависимости от последствий несоблюдения данных требований;
• обязательные требования подлежат включению в реестр обязательных требований.
Что ожидать медицинскому бизнесу от «регуляторной гильотины»?
Дмитрий Васильев, руководитель юридической практики Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, проанализировал перспективы проведения «регуляторной гильотины» для медицинского бизнеса.
22 Августа 2019
- Комментарии
Загрузка комментариев...