Ассоциация частных многопрофильных клиник подготовила заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – проект акта) и выявления в нем положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации:
1. п.2.1 Положения и далее по тексту отдельно выделяет деятельность, «предусматривающую оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи». С учетом того, что определение понятия «высокотехнологичная медицинская помощь» крайне расплывчато (ст.34 ФЗ №323 3. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.), одни и те же виды медицинской помощи могут трактоваться и как специализированные и как высокотехнологичные, что может быть основанием для необоснованного отказа в выдаче лицензии. И наоборот, медицинская организация может иметь лицензию и оказывать специализированную медицинскую помощь, которая включается в перечень т.н. «высокотехнологичной помощи», однако отсутствие лицензии именно на эту «высокотехнологичную помощь» будет являться препятствием для включения в перечень медицинских организаций, оказывающих эти виды помощи на счет средств бюджета. Таким образом, лицензия на высокотехнологичную помощь является искусственным административным барьером и избыточные административным ограничением и обязанностью для субъектов предпринимательской деятельности, способствует возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности.
2. п.2.2 Положения определяет, что лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций, подведомственныхисполнительным органам государственной власти субъектов РФ осуществляют эти же органы государственной власти субъектов РФ. Таким образом, лицензирование, лицензионный контроль и такие виды санкций, как приостановление действия, а тем более лишение лицензии — будет означать для собственника признание своей собственной вины, что лишает смысла такое лицензирование вообще. А между тем согласно ст. 2 ФЗ РФ № 99 «2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности». Таким образом, проверка соответствия своего учреждения - это проверка своего собственного соответствия, что НЕ ДОПУСТИМО для достижения задач, поставленных в законе!
3. п.4.5, 4.6, 5.5, 5.6, 7.5. требуют наличие уже заключенных договоров со всеми сотрудниками, когда деятельность фактически еще не осуществляется и сроки начала не определены. Эти требования являются искусственным административным барьером и избыточными административными ограничениями и обязанностями для субъектов предпринимательской деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности. Требования о заключении трудовых договоров с будущими сотрудниками необходимо исключить или заменить на наличие соответствующих должностей в штатном расписании, согласно заявляемым видам деятельности, так как:
1) лицензия еще не выдана, невозможно приступить сотруднику к исполнению своей работы, потому что еще нет на нее разрешения. Так же невозможно и "просто" платить зарплату до получения лицензии - нарушение финансовой дисциплины, к тому же деятельность ЛПУ еще не ведется, денег у предприятия нет;
2) фактически невозможно найти работника, который будет заключать трудовой договор "на будущее", которое наступит или через 2 месяца (срок выдачи лицензии) или, возможно, никогда (в случае отказа в выдачи лицензии). Зачем ему работа "на потом", когда можно устроиться "сразу". Более того, согласно данному пункту такие договора на работу с отложенным сроком должны быть заключены с целым штатом клиники, т.е. со множеством людей. Это не реально, никто ждать не будет;
3) наличие специалистов с необходимыми документами, в том числе с трудовым договором, проконтролировать либо дополнительным их представлением в лицензирующий орган в определенные сроки, либо при следующей проверке.
4. п.5.7 Положения требует от соискателя, чтобы он осуществлял платную деятельность согласно Постановлению Правительства от 13.01.1996 г., ставя это условием получения лицензии. Это противоречит Конституции РФ, где в ст. 41 сказано, что государственные и муниципальные учреждения оказывают медицинскую помощь бесплатно. Несмотря на систематические нарушения в этой сфере, немалое количество учреждений здравоохранения не оказывает платных медицинских услуг населению — это сеть разных диспансеров, психиатрических больниц и пр. Далеко не все учреждения имеют разрешения на оказание платных услуг. Данное положение загоняет лечебные учреждения в рамки платной медицины, делая их обязательными. ЭТО НЕ ДОПУСТИМО!