На круглом столе «Эффект солидарности. Новые инициативы бизнеса и государства для развития социальной сферы» обсуждались вопросы становления социального предпринимательства в России и развития в этой сфере частных инициатив. Одним из самых острых стало выступление начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофея Нижегородцева, который заострил внимание на развитии равноправной конкуренции в социальной сфере. Представитель ФАС отметил, что в отличие от России, в других странах мира социальная сфера изначально развивалась в конкурентных условиях. Например, государственных школы возникали на основе частных. То же самое имело место и в системе здравоохранения. Россия же проходит путь от тотального государственного присутствия к частичному участию негосударственных структур, и говорить сейчас о какой-то конкуренции в этой сфере пока рано. По этой же причине затруднительно использовать международный опыт для развития конкуренции в социальной сфере. Основные направления Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС видит три основных направления, в которых наряду с государством могли бы работать некоммерческие и коммерческие организации. Первое – оказание платных услуг в социальной сфере, предпринимательство в сфере оказания медицинских и образовательных услуг. Второе направление – исполнение некоммерческими организациями государственных услуг, которые сейчас выполняют областные и городские управления. «Когда видишь в госучреждении глубоко демотивированных женщин, которые еще что-то должны пенсионерам, понимаешь, что это не социальная деятельность, а работа в почти что боевых условиях, – заметил Нижегородцев. – Добиться от этих структур эффективности и комплаентности тому сообществу, которому они оказывают услуги, невозможно». Третье направление – это социальная помощь, которую, например, оказывают женские организации, организации по борьбе с алкоголизмом и т.д. Они помогают именно в тех секторах, где государство в лице милиции или правоохранительных органов не успевает. Частники не готовы В то же время в России пока нет структур, которые могли бы взять на себя выполнение перечисленных функций. Во всем мире государство взращивает подобные организации, поддерживает их посредством грантовых программ, чтобы затем передать им возможность замещения своих услуг, заметил он. «У нас же возможность замещения услуг в регионах появляется, а «точек роста», которые могли бы на себя взять эти функции, нет. Либо они носят искусственных характер и созданы только для того, чтобы принять на себя очередной финансовый поток», – подчеркнул эксперт. Отсутствие системной работы Поддержка таких организаций может быть только в виде грантов, считает Тимофей Нижегородцев. Однако грантовая система в России все еще не используется в полную силу. Государство не ставит перед общественными организациями серьезных требований и содержательных задач, которые касались бы всей страны, а занимается рассмотрением появляющихся проектов. «Получается, что системной работы в социальной сфере российское государство не ведет, несмотря на то, в этом есть насущная необходимость, и денег поступает в эту сферу достаточно», – подчеркнул он. Разгосударствление ЛПУ По мнению Нижегородцева, в сфере здравоохранения и образования уже есть вся инфраструктура для проведения частичной партикуляризации, то есть преобразования бюджетных учреждений в формы частных организаций без приватизации государственного или муниципального имущества. Само имущество должно оставаться в собственности государства, и передаваться в процессе концессионных торгов. По мнению эксперта, если частная структура желает взять на себя функции по оказанию медицинских услуг, она должна вносить за это имущество чисто символическую плату. Задача же государства при этом – выставить требование к будущему концессионеру не снижать объемов медицинской помощи, принимать участие в программе ОМС, проводить модернизацию оборудования в разумной степени. При этом такое учреждение может оказывать платные услуги в сфере здравоохранения. Не приведет ли партикуляризация к тому, что в итоге государственные поликлиники будут попросту приватизированы? Руководитель Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС считает подобные опасения напрасными. «Высказываются мнения, что это приведет к приватизации. Но на самом деле это именно концессия. Государство на каждом этапе контролирует и сохраняет направление деятельности частной структуры. Если сфера деятельности не сохраняется, если организация престает оказывать те социальные услуги, которые были прописаны в концессионном договоре, это становится предметом для его расторжения и возвращения имущества в концессионную сферу для поиска нового партнера», – подчеркнул он. Порочная практика Пока в этом вопросе Россия идет по обратному пути, подчеркнул Тимофей Нижегородцев. Закон № 83-ФЗ о коммерциализации бюджетных учреждений, по сути дела, закрепил приватизацию имущества ЛПУ за главными врачами. При этом даже трудовые коллективы, которые представляют сообщество врачей, остались не у дел. «Имущество ЛПУ закреплено за главными врачами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, оказывая платные медицинские услуги на том же оборудовании, посредством тех же специалистов и теми же расходными материалами, что и бесплатные услуги. К чему это приведет? К тому, что мы оттуда полностью уйдем, и в этой сфере не будет сохранено ничего», – подчеркнул специалист. При этом на главврачи не несут никаких обязательств по воспроизведению имущества. Не существует требований реинвестировать полученные от платных услуг деньги в социальную инфраструктуру. Через 10 лет мы можем опять столкнуться с необходимостью модернизации и вложения триллиона рублей в здравоохранения, после чего имущество опят будет отдано «на кормление» главным врачам. Закон о ГЧП не нужен Закон о ГЧП, который сейчас разрабатывает Министерство экономического развития, имеет определенные недостатки и не помогает заявленной цели развития государственно-частного партнерства, заявил эксперт. Вместо него вполне можно использовать закон о концессионных соглашениях, который позволяет субъекту Российской Федерации определить перечень имущества для выставления на концессионные торги. Новый закон о ГЧП отменяет требование пункта 18.1 закона «О защите конкуренции», в котором говорится о том, что имущество должно передаваться на торгах. Документ отменяет требование концессионного законодательства и прозрачные процедуры передачи имущества. «Закон о ГЧП говорит о том, что глава субъекта Российской Федерации может выбрать любое имущество…, самостоятельно придумать конкурсные процедуры, требования к этим конкурсным процедурам, и самое главное, условием этого всего является приватизация», – объяснил Тимофей Нижегородцев. Федеральная антимонопольная служба предлагала внести в закон «Об образовании в Российской Федерации» и в закон «Об охране здоровья граждан» нормы, предусматривающие особый режим выведения имущества образовательных учреждений и учреждений здравоохранения из госсобственности. Однако против этой инициативы в свое время выступило Министерство экономического развития. По мнению представителя ФАС пришло время вернуться к этому вопросу. Также необходимо принять модельный закон, в котором устанавливаются «адекватные» и «прозрачные» процедуры поиска партнеров. При создании такого рамочного закона следует учитывать опыт субъектов Российской Федерации по проведению торгов и привлечению в социальную сферу частных структур.
Тимофей Нижегорцев: «Закон, по сути дела, закрепил приватизацию имущества ЛПУ за главными врачами»
На круглом столе «Эффект солидарности. Новые инициативы бизнеса и государства для развития социальной сферы» обсуждались вопросы становления социального предпринимательства в России и развития в этой сфере частных инициатив. Одним из самых острых стало выступление начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофея Нижегородцева, который заострил внимание на развитии равноправной конкуренции в социальной сфере.
1 Марта 2013
- Комментарии
Загрузка комментариев...