В распоряжении РБК daily оказалось письмо Счетной палаты, адресованное министру экономического развития Эльвире Набиуллиной. В нем аудиторы указывают на необходимость принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Его отсутствие, по мнению авторов письма, является «сдерживающим фактором при реализации крупных инвестиционных проектов в регионах», в частности аэропорта Пулково.
Поводом к написанию письма послужила проверка Счетной палатой самого крупного ГЧП-проекта — аэропорта Пулково. Основная претензия аудиторов — неразбериха в вопросах выделения земельных участков для ГЧП-проектов. Сейчас реализация инфраструктурных проектов существенно затруднена из-за отсутствия в законодательстве положений о порядке передачи земли для реализации проектов (из-за чего, согласно Земельному кодексу, это в каждом случае требует проведения длительных и сложных аукционов), поясняет собеседник РБК daily, знакомый с ситуацией. «Получается, что даже к такому знаковому и масштабному ГЧП-проекту могут легко возникнуть претензии из-за отсутствия четких законодательных норм», — добавляет он. «Учитывая актуальность проблемы, представляется целесообразным ускорить создание законодательной основы ГЧП в России», — делают вывод аудиторы.
Ревизия ГЧП-проектов началась не только в Санкт-Петербурге. «Есть и первые оценки региональных законов (в частности, в Перми) со стороны Счетной палаты, Генпрокуратуры, ФАС. И оценки эти негативные», — говорит источник РБК daily.
Мнение Счетной палаты может стать дополнительным аргументом в пользу принятия федерального закона о ГЧП. Согласно поручению Владимира Путина, Минэкономразвития, Минфин и Минрегион в декабре должны определиться с конфигурацией законодательства о ГЧП. Министерствам предстоит выбрать между двумя вариантами — идти по пути создания нового федерального закона или модернизации существующих региональных законов (их 46).
Основной аргумент сторонников последнего пути — оперативность (найти консенсус на региональном уровне намного проще) и возможность конкуренции с другими регионами. Сторонники разработки ФЗ в качестве аргументов используют разрозненность регионального законодательства (это означает, что оно в любой момент может быть признано не соответствующим Конституции как выходящее за пределы полномочий регионов).
«На практике мы сталкиваемся с огромной проблемой в реализации ГЧП-проектов — нет удобных и низкорисковых правовых моделей. Весь выбор ограничен тяжелой и длительной процедурой концессий и арендной моделью. Пример. В сфере здравоохранения есть распространенная модель, которая на данный момент невозможна в России: когда частный партнер строит больницу, остается собственником и отдает ее в аренду муниципалитету, который выкупает ее через десять лет (design — build — lease — transfer). Это схема «король моделей ГЧП» для соцсферы на Западе», — поясняет партнер АБ «Линия права» Юрий Туктаров.
Проект нового ФЗ уже разработан и направлен на рассмотрение в Минэкономразвития (есть в распоряжении РБК daily). «Он дополнит и систематизирует существующую законодательную базу о ГЧП. В рамках этого закона мы определяем понятие ГЧП на федеральном уровне, четко прописываем конкурсную процедуру, а также, что самое главное, достигаем прозрачности и снижения коррупциогенности в этом взаимодействии двух сторон», — поясняет один из авторов документа, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.
«В настоящий момент приняты законы о ГЧП в 46 субъектах. Принятие федерального закона не планируется, так как в этом нет никакой необходимости, это может создать проблемы для уже существующих проектов», — придерживается иной точки зрения Дмитрий Трофимов из «МЭФ-Аудит».
В Минэкономразвития о путях развития законодательства отвечают осторожно. «Мы сейчас проводим активные консультации с экспертным и бизнес-сообществами. Позиции разные, но мы пока склоняемся к тому, что отдельного закона не нужно, а могут потребоваться изменения в действующее федеральное законодательство (бюджетное, концессионное и госзакупочное). Если экспертное сообщество придет к выводу, что без федерального закона не обойтись (хотя пока это не очевидно), то мы рассмотрим и этот вариант», — говорит начальник профильного департамента МЭР Сергей Беляков.