Эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости, основываясь на данных Мосгорстата, подготовили рейтинг округов столицы по уровню доступности медицинской помощи. Основой для оценки доступности медицинской помощи стал показатель мощности амбулаторно-поликлинических учреждений – количество посещений в смену, приходящееся на 1 тыс. жителей округа. Данный показатель позволяет учесть ряд важных характеристик доступности медпомощи – наличие врачей и других сотрудников медицинских учреждений различных специальностей, уровень их нагрузки, а также обеспеченность населения необходимой инфраструктурой. Учитывая доминирующую роль условно-бесплатной медицины в России, именно возможность получить «обычную» квалифицированную амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, недалеко от места проживания или на дому и без значительных затрат времени, во многом и является ключевой характеристикой ее доступности. Формальные и неформальные денежные расходы, которые могут нести пациенты при получении медицинской помощи, в рейтинге не учитывались в силу высокой равномерности распределения подобного показателя по всем округам столицы.
Как следует из результатов рейтинга, уровень доступности массовой медицинской помощи в Москве достаточно высок. Так, по мощности амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 тыс. жителей Москва входит в первую десятку регионов России (лидирует по этому показателю в силу ряда специфических причин Чукотский автономный округ). Показатели Москвы примерно на 20% выше показателей Центрального федерального округа в целом. Пять округов Москвы из 10-ти вошли бы в первую 20-ку регионов России по уровню доступности медицинской помощи, а показатель округа с самым низким значением находится на среднероссийском уровне.
Фактически, ситуация для жителей Москвы в сравнении с другими регионами, несомненно, еще более позитивна. Во-первых, это обусловлено концентрацией населения – жители Москвы имеют очень широкий спектр выбора медицинских учреждений в пределах разумной транспортной доступности, чего, к сожалению, лишены жители большинства регионов. Во-вторых, Москва многие годы является федеральным и научным центром страны, что определяет высокий относительно многих регионов уровень качества медицинских услуг, особенно в части узкоспециализированных направлений. Наконец, достаточно высокий уровень доходов в Москве также предопределяет возможности жителей города. Во многом это обуславливает то, что сравнение округов Москвы между собой может быть более интересным для анализа, нежели межрегиональное сравнение.
Первое место в рейтинге округов Москвы по доступности медицинской помощи, по оценкам экспертов «РИА-Аналитика», занимает Зеленоградский АО с показателем мощности своих амбулаторно-поликлинических учреждений по итогам 2010 года на уровне 53.7 посещения в смену на 1 тыс. жителей округа. Лидирует округ и по числу всех медицинских работников и врачей на 1 тыс. жителей – 9.1 и 3.6 соответственно. В целом в округе невысока численность населения, при этом достаточно значительное число медицинских учреждений и врачей.
Второе место в рейтинге вполне логично занимает Центральный АО с мощностью в 52.8 посещений в смену на 1 тыс. жителей. Столь значительный отрыв этого округа от округов, расположившихся ниже в рейтинге, как и в случае с первым местом, во многом связан со специфическими причинами. Центр Москвы исторически выступал местом концентрации медицинских услуг, в том числе по «сложным» направлениям медицины.
Западный АО занимает третье место в рейтинге с показателем мощности амбулаторно поликлинических учреждений в 34.8 посещений в смену на 1 тыс. жителей. При этом по количеству врачей и медицинского персонала на 1 тыс. жителей округ занимает второе место в Москве.
В целом следует отметить, что среди всех округов, за исключением лидеров, уровень разброса показателей достаточно небольшой, что позволяет ожидать возможных изменений уже в ближайшее время. В октябре текущего года была принята государственная программа «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)», согласно которой на здравоохранение из городского бюджета будет затрачено 1.16 трлн руб. Одной из основных целей программы является приведение мощности и структуры сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностями населения Москвы в медицинской помощи. Согласно подпрограмме «Адресные инвестиции», к 2016 году запланировано увеличение коечного фонда стационарных учреждений города на 7040 коек и расширение амбулаторно-поликлинической сети на 7485 посещений в смену, прежде всего, в густонаселенных районах Москвы. Всего в 2012-2016 годах за счет привлеченных средств будет осуществлена реконструкция и строительство 19 объектов в учреждениях здравоохранения. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», согласно параметрам программы, к 2016 году абсолютные лидеры рейтинга сохранят свои позиции, однако среди остальных округов изменения будут наблюдаться с очень высокой долей вероятности.
При этом авторы рейтинга отмечают, что ситуация для москвичей в сравнении с другими регионами «более позитивна». Во-первых, у жителей столицы — широкий спектр выбора медучреждений в пределах транспортной доступности, чего нет в большинстве регионов России. Во-вторых, Москва является федеральным и научным центром страны, что во многом определяет уровень качества медицинских услуг, особенно в части узкоспециализированных направлений.
Эксперты отмечают, что среди всех округов уровень разброса показателей небольшой, что позволяет ожидать качественных изменений в сфере здравоохранения уже в ближайшее время. В октябре 2011 года была принята госпрограмма «Развитие здравоохранения города Москвы» на 2012–2016 годы, согласно которой на медицинские услуги из городского бюджета будет затрачено 1,16 трлн руб. Согласно прогнозам экспертов, через пять лет лидеры рейтинга сохранят свои позиции, а остальные округа имеют все возможности для улучшения доступности медпомощи.
Врачи вынуждены не лечить, а спасать
Александр Саверский, президент Лиги защиты прав пациентов
К нам с жалобами на медуслуги и просьбами юридической поддержки при составлении исков против людей в белых халатах обращаются достаточно много жителей столицы. Поэтому я не могу утверждать, что обеспеченность квалифицированной медицинской помощью в Москве находится на высоком уровне. На что чаще всего жалуются люди? На длинные очереди в районных поликлиниках, на невозможность попасть на прием к тому или иному специалисту.
У нас возник такой эффект в системе здравоохранения — мы называем его «индустрия по инвалидизации страны». Это относится ко всем городам, в том числе и к Москве. Получить эффективную помощь в районной поликлинике людям сейчас очень трудно. Записываться к специалистам нужно за месяцы вперед. В этих условиях человек, который работает, не ходит в поликлиники. Ему просто некогда. Особенно в Москве. Болезни он переносит на ногах до тех пор, пока может ходить. Вот и получается, что пациент, который мог бы вылечиться амбулаторно, доходит до стационара. А врачи больниц вынуждены его не лечить, а спасать практически от смерти. И пациент в итоге получает инвалидность. Государство платит ему пособие. А ведь могло бы быть иначе, если бы при выявлении первых признаков заболевания пациенты получали качественную медицинскую помощь в поликлинических учреждениях.
В Европе на стационарное звено направляется порядка 40% всех бюджетных затрат, а у нас в России — 60%. Вот эти 20% — огромные деньги, которые могли бы быть эффективно потрачены в амбулаторном звене. Понятно, что визит к специалисту вовремя на амбулаторном этапе гораздо эффективнее, чем жизнеспасающая операция на поздних этапах заболевания. Именно поэтому очень важно качество медицинских услуг именно в поликлиниках, когда врачи диагностируют заболевание и направляют пациентов на дальнейшее лечение.
Делаем ставку на строительство новых поликлиник
Людмила Стебенкова, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы
Первенство Зеленоградского округа в рейтинге обеспеченности москвичей врачебными услугами объясняется тем, что в этом округе относительно небольшое количество населения. Но при этом действует достаточное число медицинских учреждений, которые хорошо укомплектованы. Что касается центра Москвы, то здесь еще с советских времен построено и работает достаточно много поликлиник и больниц, в которых высококвалифицированные кадры и хорошее оборудование. А жителей в Центральном округе не так уж много. Поэтому ЦАО и занял вторую строчку рейтинга.
На территории Западного округа не было пресловутой точечной застройки. Здесь хорошая экология, поэтому построены элитные жилые комплексы, развита инфрастутура. В округе действуют больницы и поликлиники, действующие и с советских времен, и построенные недавно. Медучреждения оснащены современным оборудованием, специалистов в белых халатах достаточно.
Что касается округов, которые оказались в последних строчках рейтинга, то одна из серьезных ситуаций с доступностью медуслуг, не только по данным рейтинга, но и имеющейся у меня информации, сложилась на юге столицы. Здесь очень много бывших промышленных зон, которые застраивались без учета создания необходимой инфраструктуры, — это наследие, доставшееся нам от прошлых лет. Районных поликлиник недостаточно, врачей не хватает, люди стоят в очередях, записываются к специалистам по талончикам. Такая же ситуация и в остальных округах, занявших последние строчки.
В рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» власти города планируют выравнивать уровень обеспеченности москвичей медуслугами. И делаем ставку на строительство новых поликлиник. Средств из городской казны на это не хватит, поэтому будут привлечены внебюджетные средства.
Кроме того, в столичных округах будут построены так называемые территориальные амбулаторные медицинские центры на 150–200 тыс. человек. Центры будут оснащены оборудованием для флюорографии, магнитно-резонансной томографии, УЗИ и многим другим. К примеру, в Юго-Восточном округе мы планируем создать шесть подобных центров. Это позволит жителям столицы получить необходимые квалифицированные медуслуги на территории своего округа, без очереди и бесплатно.