Комитет по охране здоровья провел «круглый стол» на тему: «О ходе реализации программ модернизации здравоохранения». В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных подразделений.
Открыла и вела «круглый стол» заместитель Председателя Государственной Думы Надежда Герасимова. Она напомнила, что на модернизацию здравоохранения выделено 460 млрд. рублей. За два года предстоит не только улучшить материально-техническую базу медучреждений, но обеспечить стандарты оказания медицинской помощи, информатизацию здравоохранения.
«Мы не должны забывать о медицинских кадрах, - сказала Н.Герасимова. - Какое бы мы ни строили здание, каким бы ни оснащали оборудованием, без профессиональных кадров с одним помещением, железом ничего не сделаешь».
Председатель Комитета по охране здоровья Ольга Борзова отметила, что только с 2006 года 786 млрд. рублей было направлено здравоохранение в рамках нацпроекта «Здоровье». В рамках программы модернизации здравоохранения 163 млрд. рублей будет направлено на детское здравоохранение.
«Парламентарии ставят перед собой две задачи: законодательное обеспечение модернизации здравоохранения и парламентский контроль за эффективностью и целевым расходованием средств», - подчеркнула Борзова.
31 мая Государственной Думой принят в первом чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Глава думского комитета особо отметила, что это базовый отраслевой нормативный акт, без которого невозможно обеспечить главную цель региональных программ модернизации - повышение качества и равнодоступности медицинской помощи.
Региональные программы модернизации здравоохранения - это огромные финансовые вложения. В ближайшие два года, сообщила Борзова, будет отремонтировано около 8 тысяч из 18 тысяч государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (более 40%), завершено строительство объектов с высокой степенью готовности. В здравоохранение поступит более 100 тысяч единиц современной медицинской техники широкой номенклатуры – примерно 1 тысяч 400 моделей и образцов. На эти цели за два года будет направлено 100 млрд рублей из федеральных источников – это около половины годового объёма рынка медицинской техники. Впервые федеральные средства будут направлены на капитальный ремонт медицинских учреждений в регионах. Раньше выделялись деньги только на ремонт федеральных учреждений, добавила она.
«Необходим действенный контроль за рациональностью расходования этого ресурса, - акцентировала внимание Борзова. - Государственной Думой уже приняты поправки в закон о госзакупках, которые направлены на повышение прозрачности и эффективности закупок, осуществляемых за счет бюджетных средств».
Вместе с тем модернизация, по ее словам, должна сопровождаться мониторингом эффективности, рациональности и рентабельности расходования средств, в том числе в рамках проекта партии «Единая Россия» «Качество жизни (Здоровье)», направленного на поддержку региональных программ модернизации здравоохранения.
«По состоянию на 30 мая, ФОМС предоставил субсидии субъектам РФ на общую сумму почти 64,2 млрд рублей, или треть от годового объема. Практически реализация программ началась со второго квартала. Рекомендуем субъектам Российской Федерации активизировать работу по выполнению целевых значений показателей реализации программ модернизации здравоохранения, утвержденных на 2011 год», - отметила Борзова.
Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Колесников акцентировал внимание участников дискуссии на проблемах начального этапа программы модернизации. «К сожалению, реформа здравоохранения распространяется только на два раздела медицины: на государственные и муниципальные медицинские учреждения, - сказал он. - Практически выпадают из этой системы вузы и РАМН. Совсем не учтена внебюджетная система».
С.Колесников отметил также, что в проекте бюджета начиная с 2013 года сокращаются федеральные расходы на здравоохранение. «У финансистов есть желание погрузить все федеральные расходы в систему ОМС, а это может привести к достаточно серьезному кризису начиная с 2013 года, - сказал он. - Доля расходов на здравоохранение в ВВП снижается. Недофинансирование составляет почти 400 млрд. рублей, поэтому 460 млрд. рублей, которые добавляются на модернизацию, ситуацию в реальном здравоохранении не изменят, поэтому ожидания должны быть достаточно реалистичные».
В числе проблем начавшейся модернизации здравоохранения С.Колесников назвал также недостаточную согласованность в реализации ряда принятых законов, отсутствие утвержденных стандартов отчислений территорий в фонд ОМС, что затрудняет перспективное планирование бюджетов регионов. Утверждены не все стандарты оказания медицинской помощи. Это в свою очередь затрудняет расчет доли лекарственного обеспечения и заработной платы.
Коснувшись вопроса информатизации здравоохранения, С.Колесников предложил учесть позитивный опыт регионов, «иначе мы попадем в заложники переведенных зарубежных программ, которые не очень адаптированы к тому, что уже на протяжении трех-пяти лет реализуется в ряде территорий.
По итогам обсуждения субъектам Федерации рекомендовано активизировать работу по выполнению целевых значений показателей реализации программ модернизации здравоохранения, утвержденных на 2011 год.
По мнению участников «круглого стола», необходимо организовать в 2011-2012 годах методическую и консультативную помощь субъектам Федерации по вопросам реализации программ модернизации здравоохранения, повышения эффективности использования средств, направляемых на их реализацию.