В Минфине ее называли «королевой бюджета», говорят, она по памяти могла назвать все цифры этого документа. В правительстве Татьяна Голикова занимается развитием здравоохранения и, также не заглядывая в бумаги, легко оперирует цифрами - будь то финансирование медицины или статистика заболеваний и рождаемости.
В редакции «Комсомолки» мы поговорили с министром здравоохранения и социального развития о том, какой у нас будет медицина, и немножечко о личном.
- Татьяна Алексеевна, в здравоохранении идет реформа. Приняты законы, которые, как было заявлено, должны изменить здравоохранение. Но пока эта реформа не ощущается…
- Невозможно все изменить в один миг, и мы никогда не говорили, что на следующий день после вступления в силу того или иного закона произойдет чудо. Здравоохранение - это не та сфера, где надо рубить сплеча. Речь идет о здоровье и жизни граждан. В последние годы всеми уровнями власти проводится значительная работа, но результаты, конечно же, она даст не сразу. Принят Закон об обязательном медицинском страховании (ОМС), который вступил в силу с 2011 года, и с 2012 года - Закон об охране здоровья граждан. Ощущаться перемены начнут уже с этого года.
- Давайте по порядку. Что нам должен дать закон об ОМС?
- Главные «видные» изменения, которые там прописаны, - право граждан выбирать страховую, медорганизацию и врача. Первый пункт успешно внедряется, приняты все законодательные акты. А для того чтобы мы с вами могли выбирать врача и медорганизацию, необходим был второй закон - об охране здоровья граждан. Уже с лета этого года граждане могут выбирать врача, медицинскую и страховую организации на 2013 год.
ПЛОХОЙ ВРАЧ - ХОРОШИЙ ВРАЧ?
- Разговоры о том, чтобы дать право гражданам выбирать врача, ходили давно. Почему так долго не решались это внедрить?
- Нельзя было заставлять граждан выбирать из плохого плохое. Может быть замечательный врач, но само учреждение не способно предоставить надлежащего качества медпомощь. Поэтому решили сначала привести в порядок медучреждения: отремонтировать и оснастить их современным оборудованием и дать возможность врачам пройти переподготовку.
- Так как же выбрать врача?
- Гражданин выбирает поликлинику, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем 1 раз в год (за исключением случаев смены места жительства или места пребывания человека). Далее он пишет заявление главному врачу и выбирает врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики или фельдшера. Если происходят изменения по сравнению с предыдущим годом, медорганизация информирует страховую компанию о выборе гражданина. Открепление от прежней медорганизации происходит только после подтверждения нового места официального прикрепления.
- А если человека нужно госпитализировать?
- Каждая поликлиника прикреплена к определенным стационарам. Если нужна плановая госпитализация, пациент выбирает один их этих стационаров. Если ни одна из больниц его не устраивает, он может выбрать любую другую. Но в этом случае лечащий врач обязан предупредить, что, возможно, придется дольше ожидать плановой госпитализации.
- А если ждать нельзя?
- Если речь идет об экстренной медицинской помощи, то закон жестко устанавливает, что, где бы гражданин ни оказался, она должны быть оказана бесплатно в любой медорганизации страны, включая частную.
- Звучит все просто. А как будет в жизни? Предположим, по сарафанному радио пошла информация, что, условно, Петр Иванович - отличный врач. И множество людей решают лечиться только у него. В итоге у Петра Ивановича сотни пациентов, которым он не может уделить достаточно времени и становится плохим врачом…
- Есть норматив нагрузки. Врач не может взять такое количество пациентов, с которым не справится.
- Как определить - хороший врач или плохой?
- Такая формулировка не имеет права на жизнь. Все врачи должны быть хорошие. Мы им доверяем самое дорогое - свое здоровье. Поэтому проводим переподготовку врачей.
- У ваших оппонентов есть еще один козырь: как выбирать врачей, если во многих регионах, населенных пунктах их просто не хватает?
- Мы занимаемся этой проблемой. Совместно с регионами ведутся работы по профориентации, обучению и повышению квалификации.
БЕСПЛАТНО ИЛИ ПЛАТНО?
- Все, о чем вы сейчас говорите, пациент должен получать бесплатно?
- Абсолютно.
- Но у нас в стране многие больницы, по сути, стали коммерческими.
- То, о чем вы говорите, это нарушение законодательства, а оно четко устанавливает перечень услуг, которые должны оказываться бесплатно. Существует еще один документ: «Программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи», она должна быть размещена в открытом доступе в каждом лечебном учреждении.
Чаще всего гражданам приходится платить из-за незнания своих прав. Самое сложное - заставить и проконтролировать каждое лечебное учреждение, чтобы оно информировало своих пациентов.
- Где людям можно посмотреть список платных и бесплатных услуг?
- Это публичные документы, они размещены на нашем сайте www.minzdravsoc.ru и должны быть размещены на сайтах региональных органов здравоохранения и лечебных учреждений.