Ассоциация в рамках форума ОПОРЫ обсудила вопросы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении

19 января в рамках всероссийского предпринимательского форума «ОПОРЫ РОССИИ» Ассоциация частных клиник Москвы и ЦФО совместно с Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по здравоохранению и «Обществом врачей России» провели секцию «Вопросы участия малого и среднего бизнеса медицинской направленности в развитии отрасли здравоохранения и госзаказе». Модератором круглого стола выступил вице-президент НП «ОПОРЫ России», президент Ассоциации Александр Грот. Основной целью секции была необходимость обмена экспертными мнениями для последующего формирования рекомендаций в органы исполнительной и законодательной власти, направленных на стимулирование развития негосударственного здравоохранения и ГЧП в медицине. Среди приглашенных участников секции были Олег Янушевич, президент «Общества врачей России», ректор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова; Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада; Светлана Карчевская, заместитель председателя Федерального фонда Обязательного медицинского страхования; Мария Ермальчук,[ /upload/medialibrary/d48/d480a5f3007c0ad3ee5d75f7fe4b3e99.JPG ] заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития; Владимир Садовский, президент Ассоциации общественных объединений «Стоматологическая Ассоциация России (СтАР)»; а также Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России. Открывая заседание, Александр Грот отметил , что сегодня в отечественном малом бизнесе медицинской направленности работает весьма немного предприятий, в то время как, например, в Европе и Америке сфера негосударственных услуг в сфере здравоохранения составляет от 8 до 15%.

Необходимо разработать комплекс мер, чтобы этот социальный вид предпринимательства и в России также составлял серьезный уровень. В свою очередь исполнительный директор Ассоциации «Центр развития ГЧП» Максим Ткаченко рассказал, что его Ассоциация работает с предприятиями в разных регионах страны. «Те формы, которые раньше использовались: преференции, связанные с выделением земельного участка или имущества в рамках законодательства о конкуренции, и другие – теперь, в сложившихся экономических условиях, не всегда устраивают бизнес. Бизнесу нужны гарантии загрузки, которые может дать регион. Единственная форма, когда регион может дать такие гарантии загрузки или денежного потока, – это концессия или соглашение о государственно-частном партнерстве, которые предусмотрены в новом законодательстве», – в частности, рассказал М. Ткаченко. По его словам, если обратиться к статистике, то по данным Ассоциации, 66 проектов в сфере здравоохранения находятся в настоящий момент на разных стадиях: 30 из них – на этапе реализации, либо строительства, либо уже непосредственно эксплуатации.

«Если кратко резюмировать отрасли, в которых наиболее распространена на настоящий момент такая сложная форма реализации инфраструктурных проектов, то это медицинская реабилитация, это перинатальные центры, это ПЭТ-центры, это диализные центры и первичная медицинская помощь», – сообщил М. Ткаченко. Он также отметил, что благодаря Минэкономразвития был получен инструмент в виде оценки эффективности проектов ГЧП, которая позволяет решить, где строить поликлинику в рамках госзаказа и привлекать частного инвестора. Выступая на секции, президент «Общества врачей России» Олег Янушевич, в частности, обратил внимание присутствующих на то, что в последнее время система здравоохранения часто критикуется: «К сожалению, не только сообщество вообще, государство, но и даже наши коллеги-медики не всегда правомерно критикуют врачебное сообщество – говорят, что у нас никчёмная медицина, что врачи некомпетентны, что мы потеряли милосердие и те принципы, на которых, собственно говоря, формировалась российская медицина со времён земства. Эти понятия в той или иной мере находятся в определённом диссонансе с бизнес-моделями, которые выстраивают не только частные клиники, но и федеральные, муниципальные и другого рода организации. И как из этой ситуации выходить – вот это небольшая информация к размышлению нам для того, чтобы подумать, что не так и что можно было бы ещё сделать».

Кроме того, он отметил, что профилактика должна быть в приоритете: «Вопросы первичной диагностики и профилактики заболеваний – это вопросы, прежде всего, диагностики, и без ее должного качества система медицинской помощи пациентами не будет оцениваться как эффективная». Светлана Карчевская рассказала о том, что фонд ОМС открыт для взаимодействия с общественными организациями, представляющими интересы негосударственного здравоохранения, с членами профильного предпринимательского сообщества. «Мы ведем большую работу по информированию бизнеса о различных изменениях в законодательстве, пытаемся добиться, чтобы в регионах, в том числе представители негосударственного здравоохранения входили в состав тарифных комиссий на местах», – пояснила С. Карчевская. Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития Мария Ермальчук в своем выступлении рассказала об основных отличиях госзаказа от государственно-частного партнерства.

«С госзаказом, наверное, всем работать привычнее, а ГЧП, концессия – более новый инструмент. Наверное, основной посыл – это то, что у нас срок соглашений от 3 лет и более, то есть это выходит за цикл бюджетного планирования, с одной стороны, а с другой стороны, мы говорим о том, что инвестор у нас на себя берёт обязательства не только построить и эксплуатировать, но и предоставлять услугу, то есть некий конструктор возможных обязательств как со стороны государства, так и со стороны бизнеса», – сообщила она. Илья Скрипников, комментируя вопросы развития ГЧП, отметил, что сегодня все законодательные акты, которые необходимы для реализации проектов по государственно-частному партнёрству в здравоохранении, были приняты. Но на практике рынок ГЧП не очень сильно развит в нашей стране.

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев в своем выступлении, в частности, отметил, что конкуренция в сфере здравоохранения до сих пор остаётся очень сильно осложнённой по всем без исключения направлениям. «В сфере лекарственного обеспечения у нас по-прежнему не заработала в полной мере история, связанная с взаимозаменяемостью лекарственных препаратов», – уточнил он. Отдельная тема – это система патентования, которая для малого и среднего инновационного предпринимательства недоступна, система защиты интеллектуальных прав у нас тоже сложная и практически тоже недоступная, и это определяет как раз невозможность участия субъектов МСП в данной сфере. Отдельный вопрос, по словам Т. Нижегородцева, это ситуация в сфере производства медицинских изделий. «Тоже никакой конкуренции нет, законодательства о медизделиях нет, у нас практически монополизированы рынки не только непосредственно медоборудования, медизделий, у нас монополизируются и те рынки, которые во всём мире распределяются среди малого и среднего бизнеса; те рынки, где малый и средний бизнес является постоянным участником. Это вопросы технического обслуживания, например, медизделий, сложной медтехники. У нас эти рынки закрыты и искусственно монополизированы крупными концернами», – отметил он. «”ОПОРА РОССИИ” и профильные ассоциации должны провести предметный мониторинг и анализ того, как реализуется закон о ГЧП и в отношении кого он в основном реализуется. Это очень важно. Мы опасаемся, что он будет направлен, прежде всего, на крупных инвесторов. Там требуется отдельная забота, и отдельная процедура, и отдельная работа для того, чтобы этим законом могли, прежде всего, воспользоваться малые и средние предприятия медицинского бизнеса», – подчеркнул Нижегородцев.

По итогам круглого стола были сформированы предложения в органы государственной исполнительной и законодательной власти, направленные на улучшение реализации государственно-частного партнерства в здравоохранении. В частности, учитывая непрозрачность работы тарифных комиссий в отдельных регионах России, было предложено усилить общественный контроль за работой комиссий, а именно: - поручить Министерству здравоохранения РФ совместно с Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования пересмотреть принципы формирования тарифных комиссий, усилить общественный контроль за ними и обеспечить обязательное вхождение представителей четверки крупнейших предпринимательских организаций в состав комиссий каждого региона на паритетных началах; Кроме того, на круглом столе было решено выступить со следующими предложениями: - поручить Министерству здравоохранения РФ пересмотреть и смягчить принципы описания стандартов оснащенности медицинских учреждений; - поручить Министерству здравоохранения РФ определить приоритетные сегменты (виды услуг) в сфере здравоохранения, в которых целесообразно стимулировать применение различных форм государственно-частного партнёрства; - поручить Министерству здравоохранения РФ разработать меры стимулирования применения ГЧП-проектов.

Заявка на вступление в Ассоциацию